Со 2 июля по 2 октября 2016 в Рейксмузеуме Амстердама (Reiksmuseum in Amsterdam) будут выставлены парные портреты кисти великого голландского живописца Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn).

Они были написаны художником в 1634 году по заказу богатой амстердамской четы Мартина Солманса (Maerten Solmans) и Опьен Коппит (Oopjen Coppit) по случаю рождения их первенца.

Отец Мартина Солманса Ян Солманс (Jogannes Solmans), богатый торговец сахаром, был выходцем из Антверпена (Antwerpen), откуда бежал вместе с семьёй, спасаясь от религиозных преследований испанцев, в Амстердам. Как и многие другие беженцы из Бельгии того времени, он привёз в Голландию (Holland) свои капиталы и коммерческие связи. Надо сказать, Ян обладал скверным характером и далеко не изысканными манерами, постоянно вступал в передряги со всеми по поводу и без повода, не брезгуя при этом распускать руки, за что более 80-ти раз представал перед церковным советом. Это, впрочем, никак не сказывалось на его кошельке и положении в обществе. Ян был толстосумом и владел крупным пакетом акций голландской Ост Индской компании (Vereenige Oostindische Compagnie).

Жена Мартина Опьен Коппит происходила из богатой и уважаемой семьи регентов, сколотившей свои капиталы на торговле хлебом и порохом. Состояние её деда оценивалось в 200.000 гульденов. Мартин был двумя годами моложе Оппьен, но это не стало помехой для их свадьбы, которая состоялась 9 июня 1633 года. Невеста получила в приданое 35 тысяч гульденов. На момент свадьбы ей было 23 года, жениху 21.

Супруги заказали свои портреты Рембрандту через год после свадьбы. За них художнику было заплачено 500 гульденов. Это чуть ли не единственных случай, когда Рембрандт написал парный портрет, где персонажи изображены в полный рост. Доподлинно неизвестно, почему пара обратилась с заказом именно к Рембрандту. Нельзя сказать, что к этому времени тот был начинающим художником, ведь двумя годами раньше он написал свой первый групповой портрет "Урок анатомии у доктора Тульпа" ("De anatomische les van Nicolaes Tulp"), проложивший дорогу к его славе. Рембрагдт уже успел познать успех и признание, но всё же в Амстердаме (Amsterdam) того времени были и более маститые портретисты. Чтобы претендовать на звание одного из лучших, Рембрандту приходилось во многом потворствовать прихотям публики. На своих полотнах художнику удавалось мастерски передавать черты лица портретируемого, он верно подмечал его психологическое состояние, чётко обозначал социальную принадлежность. Рембрандт виртуозно и одновременно с большим изяществом изображал ажурную пелерину белоснежного фламандского кружева, роскошную текстуру бархата и шёлка, золотую бязь драгоценных подвесок и отблеск перламутровых ожерелий. Всё это необычайно ценилось именитыми заказчиками. Вероятнее всего, Рембрандт ван Рейн и Мартин Солманс познакомились ещё в городе Лейден (Leiden), откуда художник был родом, а Мартин несколько лет проучился в университете, но, возможно, уже позже, в Амстердаме, где оба жили неподалёку друг от друга.

Чета Солманс имела в Амстердаме несколько домов: на канале Сингл (Singel), в районе Йордан (Jordaan), на канале Херенграхт (Herengracht). В коллекции их картин были и другие работы Рембрандта. Свадебный портрет супругов висел в передней их дома на канале Сингл. К сожалению в 1641 Опьен овдовела.

Через пять лет она повторно вышла замуж за тёзку своего мужа Мартина Дая (Maerten Daey). После кончины второго супруга Опьен переехала к сыну от второго брака в Алкмар (Alkmaar), где скончалась в 1689 году в возрасте 78 лет, через 55 лет после того, как Рембрандт написал эти два полотна.

Портреты перешли в собственность семьи её младшего сына. Впервые они были выставлены на продажу на аукционе в 1798, где были приобретены за 4000 гульденов. Какое-то время они висели в в одном из их роскошных особняков, принадлежавшем семье ван Лоон (van Loon), в Амстердаме на канале Кейзерграхт (Keizergracht). Примечательно, что когда семейство ван Лоон перебиралось на лето в своё загородное поместье на реке Вехт (Vecht), портреты всякий раз переезжали вместе с хозяевами. С годами цены на портреты росли, владельцы менялись, но Мартин и Опьен не покидали пределов Голландии, пока в 1877 году картины не приобрёл барон Густав де Ротшильд (Gustave de Rothschild), и чета не перебралась в Париж (Parijs). Полотна висели в спальне Ротшильда, где он позволял себе довольно много курить, что не могло не сказаться на состоянии портретов.

Впервые после 1877 года пара вновь вернулась на пять месяцев в Нидерланды (Nederland) в 1956 году в связи с 350-летним юбилеем Рембрандта. Здесь портреты выставлялись в Рейксмузеуме в Амстердаме и в музее Бойманс (Museum Boijmans van Beuningen) в Роттердаме (Rotterdam). Предварительно они были отреставрированы впервые за всю историю их существования, но не очень тщательно. В общей сложности картины находились в частных коллекциях почти 400 лет.

В 2014 году Эрик де Ротшильд (Eric de Rothschild) объявил о своём намерении продать портреты. Была заявлена цена в 160 млн евро. В связи с этим возникли затяжные дебаты между Голландией и Францией, на чьей территории должны остаться портреты. Голландская сторона считала, что им самое место в Рейксмузее в Амстердаме, где находится уникальное собрание работ Рембрандта. Французская же сторона придерживалась иного мнения, полагая, что для экспозиции этих портретов Лувр подходит куда больше. И, конечно же, никто не предполагал, что каждое из государств сможет пожертвовать такую огромную сумму за портреты. В итоге было принято соломоново решение. Голландия и Франция заплатили каждая по 80 млн евро. Франция заплатила за Опье, Голландия за Мартина. Было оговорено ещё несколько условий: портреты супружеской четы никогда не будут экспонироваться отдельно друг от друга, и будут попеременно выставляться только в Париже в Лувре или в Амстердаме в Рейксмузеуме. Ведь обе страны, - и Франция, и Голландия могут по праву считать эти два портрета своим национальным достоянием.

После 2-ого октября портреты будут реставрированы в Голландии, а затем отправятся в Париж. 

2 июля вход в музей бесплатный!

 

Спешите видеть!

Только со 2-ого июля по 2-ое октября 2016 года. 

Место проведения экспозиции: Государственный музей изобразительных искусств Нидерландов (Рейксмузеум, Rijksmuseum)

Адрес Рейксмузеума: Museumstraat 1 (Музеумстраат 1)

Дни и часы работы музея: ежедневно с 9.00 до 17.00

Стоимость билетов €17.50.

Посетителям до 18 лет вход бесплатный.

 

 Обратная связь

Вверх