С 18 июня 2016 года до 15 января 2017 года в Эрмитаже города Амстердама на реке Амстел (Hermitage Amsterdam) пройдёт выставка «Zelfgeslepen diamant» ("Алмаз непревзойдённой огранки"), посвящённая жизни Екатерины Великой (Catharina II van Rusland).

Приехав в Россию 14-летней никому не известной принцессой из немецкого захолустья, по прошествии лет она становится полновластной хозяйкой огромной страны, навсегда войдя в анналы мировой истории как самая влиятельная императрица, сделавшая из России (Rusland) Великую европейскую державу. Екатерина Вторая олицетворяет собой символ могущества созданной ею державы. Она была не просто продолжательницей дела Петра (Peter de Grote), который всегда служил дня неё примером. Она была истинным патриотом России, хотя в её жилах не текло ни одной капли русской крови. В список её державных деяний входит: строительство 150-ти новых городов, присоединение Крыма, освоение Новороссии, взятие под протекторат России Восточной Грузии, подавление Пугачёвского бунта, основание Императорской публичной библиотеки и Эрмитажа. Список можно продолжить. Екатерина была очень успешной во внешней политике, прекрасно в ней разбиралась, действовала очень решительно и во внутренней политике, вводя и осуществляя новые реформы. Про её головокружительные романы с многочисленными фаворитами написано много книг, сняты десятки фильмов.

Совершив в 1762 году в стране переворот и позволив убить своего мужа Петра III (Peter III van Rusland), она тем самым попрала все законы, но сделала это лишь для того, чтобы выстроить Великую империю. За образец она брала Европу и не желала ни в чём ей уступать.

Но Великая держава - это не только мощная экономика и армия, это ещё и культура нации. И Екатерина сыграла важнейшую роль в развитии и поддержке науки, образования и искусства в России. Прекрасно осознавая грандиозную силу просвещения, она вела переписку с виднейшими философами-просветителями того времени Дени Дидро (Denis Didro) и Вольтером (Voltaire), создаёт публичную библиотеку и Эрмитаж (Hermitage).
Коллекцию западноевропейского искусства она начала собирать с присущим ей фанатизмом.
Годом рождения Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина приобрела частную коллекцию берлинского купца Иоганна Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky), в которую входило более 200 работ преимущественно голландских и фламандских мастеров: Хендрика Гольциуса (Hendrick Goltzius), Рембрандта ван Рейн (Rembrandt van Rein), Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Дирка ван Бабюрена (Dirck van Baburen), Якоба Йорданса (Jacob Jordaens), Франса Халса (Frans Hals), Яна Стена (Jan Steen). Вообще-то именно это собрание картин было изначально предназначено для Фридриха Великого (Frederik II de Grote van Pruisen), короля Пруссии, тоже ярого поклонника живописи и произведений искусства. Но из-за финансовых проблем тот не смог его приобрести. Надо сказать, что приобретая коллекцию Гоцковского, Екатерина преследовала и политическую цель. Здесь проявилось её стремление продемонстрировав всей Европе почти неограниченные возможности русской казны, и обойти своего политического соперника в лице Фридриха, нанеся удар по его самолюбию.
В дальнейшем блистательная сокровищница Эрмитажа стала приумножаться за счёт дальнейших приобретений бесценных коллекций графов, герцогов, баронов, банкиров, министров и премьер министров.

В процесс покупки произведений искусств было вовлечено множество самых просвещённых в области искусства философов, русских дипломатов, состоявших на заграничной службе, коллекционеров и ценителей прекрасного из разных стран. Они были для Екатерины своего рода агентами, советниками, посланниками культуры. Благодаря им и их связям коллекция Эрмитажа пополнилась многочисленными шедеврами мирового искусства. В число таких посланников входили: философ-просветитель Дени Дидро (Denis Didro), торговец живописью и предметами искусства, коллекционер Франсуа Троншен (Francois Denis Tronchet), дипломаты Дмитрий Голицин (Dmitry Golitsyn), граф Пётр Шувалов (Peter Shuvalov), Алексей Мусин-Пушкин (Alexej Moesin-Poesjkin).

Каждый из них вёл переговоры с потенциальными продавцами, следил за художественными рынками, информировал Екатерину о возможных предстоящих приобретениях. Порой они действовали сообща. Так благодаря стараниям Голицина в 1767 году была куплена картина «Блудный сын» Рембрандта.
Фурор произвела приобретённая в 1772 г Екатериной коллекция французского финансиста барона Кроза (de M.Crozat baron de Thiers). В неё входили шедевры итальянских, французских, голландских и фламандских живописцев: «Святое семейство» Рафаэля (Rafaёl), «Юдифь» Джорджоне (Giorgione), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» Рубенса, «Даная» Рембрандта, произведения Ван Дейка (Antoon van Dyck), Тициана (Tiziano), Шардена (Chardin) и других мастеров.
Невероятное чутьё никогда не подводило Екатерину. Она скупила также много полотен, которые для 18-ого века являлись актуальным современным искусством.
В середине 18-ого века русская аристократия проявляет интерес к античности. Екатерина, желая соответствовать идеалам эпохи просвещения, начинает собирать геммы,- картины в камне. Страсть её к камеям была всепоглощающей. Она могла часами рассматривать их, заглядывая в вечность и называя свою страсть «камейною болезнью».
Санкт-Петербургский Эрмитаж предоставил для выставки в Амстердаме около 300 экспонатов. Сюда входят картины лучших мастеров живописи, портреты, миниатюры, графика, скульптура, камеи, личные вещи императрицы, - наряды, предметы быта, рассказывающие о её частной жизни, мемуары её современников и другие экспонаты, позволяющие ближе узнать и понять эту одну из самых могущественных женщин истории.

Спешите видеть!

Только с 18 июня 2016 г. и по 15 января 2017 г.


Музей Эрмитаж в Амстердаме работает ежедневно с 10.00 до 17.00
Адрес музея: Амстел 51 (Amstel 51)

Входная плата: 15 евро
Дети до 16 лет – 5 евро
Дети до 6 лет - бесплатно

 Обратная связь

 

Вверх