Не зря говорят, что имя человека предопределяет его судьбу. Вероятнее всего, так произошло и с мальчиком, который родился в голландском городе Лейден (Leiden) в 1494 году в семье художника. Родители нарекли его именем Лукас, а святой Лука всегда являлся покровителем художников, вероятно, это и оказало влияние на выбор ремесла будущего художника.

Полное имя этого гениального живописца - Лукас ван Лейден или Лука Лейденский (Lucas van Leyden). Некоторые искусствоведы сомневаются в достоверности даты рождения художника, поскольку его первые работы, датируемые 1508 годом, отличались истинным профессионализмом зрелого мастера, хотя на тот момент юноше было всего 16 лет, а в таком возрасте, по их мнению, вряд ли можно было создавать подобные произведения. Уже с ранних лет Лукас ван Лейден проявлял большой интерес к живописи. Он отдавал предпочтение не обычным ребячьим забавам, а рисованию и общению с молодыми художниками и гравёрами. Его увлечение недёшево обходилось родителям, поскольку мальчик часто рисовал в темноте, расходуя на своё любимое занятие много свечей.

В 1514 году Лукас вступил в гильдию Святого Луки родного города Лейден. Позже он стал членом этой же гильдии в Антверпене (Antwerpen). Там же он встретился с Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer), оказавшим огромное влияние на становление Луки Лейденского как живописца и графика. Не меньшее влияние на творчество мастера оказали итальянские художники эпохи Высокого Возрождения.
Лукас Лейденский писал жанровые сцены, сюжеты на библейские религиозные темы, портреты, и был непревзойдённым мастером гравюры. Умер художник в родном городе в 1533 году.
Одной из наиболее известных работ Лукаса ван Лейдена является алтарный триптих «Страшный суд» (“Het Laatste Oordeel”), написанный им в 1526-27 г. За счёт использования светлых красок лучистых тонов, Лука Лейденский добился эффекта свечения на картине.
На огромном триптихе художник изобразил пустынную разверзнувшуюся землю с воскресшими и вышедшими из могил мертвецами. Они застыли в ожидании жуткого безмолвия. Это их Судный день, и Христос, окруженный святыми, апостолами и ангелами, решает дальнейшую судьбу праведников и грешников. Кому-то из воскресших быть перенесённым ангелами в левую часть триптиха, где, охваченные светом, они вознесутся на небеса к бесконечному счастью, а кто-то из них будет обречён на вечные страдания и муки, утащенный тёмными силами в правую часть триптиха и брошенный ими в пламя печи, в Геенну огненную.
На внешних створках триптиха Лукас ван Лейден изобразил двух святых, покровителей города Лейдена – Петра и Павла.
Алтарный триптих был написан по заказу детей Класа Диркса ван Свитена (Claes Dircksz van Swieten), в память о своём отце. Ван Свитен был почётным гражданином города Лейден, старейшиной, бургомистром, занимался торговлей лесом.
В 16 веке алтарный триптих работы Луки Лейденского находился в Церкви Святого Петра (St. Pieterskerk) в Лейдене, преимущественно с закрытыми створками. Только в дни знаменательных событий створки алтаря раскрывались.
В начале 17-ого века, в 1602 году, «Страшный суд» за внушительную сумму хотел приобрести император Рудольф II (Rudolf II), сын Максимилиана II (Keizer Maximiliaan II), но власти Лейдена не поддались искушению и триптих остался бесценным украшением города.
Триптих удивительным образом пережил вандализм иконоборчества, был бережно сохранён во время немецкой оккупации Голландии вместе с полотном Рембрандта "Ночной дозор" (Nacht Wacht) и многими шедеврами других голландских мастеров: Яна Вермеера (Johannus Vermeer), Яна Стена (Jan Steen), Хендрика Аверкампа (Hendrick Avercamp) в сейфе, оборудованном в одной из заброшенных шахт по добыче известняка неподалёку от Мастрихта (Maastricht), в голландском местечке Синт-Питерсберг (Sint-Pietersberg).
Этот подлинный шедевр является собственностью музея де Лакенхал (De Lakenhal) города Лейдена, но в музее в ближайшие два года будут производиться ремонтно-реставрационные работы, поэтому на это время «Страшный суд», переехал в Амстердам (Amsterdam), в Рейксмузеум (Rijksmuseum).
Триптих занял одно из специально выделенных для него мест в Галерее Славы (Ere-Galerij) Рейксмузеума. Это своего рода исключение, ведь в этой галерее находятся шедевры 17-ого века только из собрания самого Рейксмузеума. Для того чтобы разместить здесь триптих Луки Лейденского, пришлось перенести работы Франса Халса (Frans Hals) в другой отсек зала.

На протяжении двух лет шедевры нидерландской живописи «Ночной дозор» Рембрандта и «Страшный суд» Луки Лейденского будут находиться по соседству друг с другом. Это неудивительно, ведь во-первых, оба художника являются уроженцами Лейдена, а во-вторых, по оказанному влиянию на голландских художников 17-ого века, в частности на великого Рембрандта (Rembrandt van Rijn), «Страшный суд» Лукаса ван Лейдена называют «Ночным дозором» 16-ого века.

 

Спешите видеть!

Только с 23 августа 2016 года до 1 сентября 2018 года в Рейкмузеуме в Амстердаме.

 Обратная связь

Вверх