В музее Мауритсхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag) развернулась удивительная экспозиция под названием «Голландцы в интерьерах своих домов: Вермеер и его современники на картинах из собрания Британской Королевской коллекции» (“Hollanders in huis: Vermeer en tijdgenoten uit de Britse Royal Collection”).

Протестантизм, взявший верх над католицизмом в Голландия (Holland) 17-ого века, диктовал свои законы. Духовенство не имело больше влияния на творчество художников, и они перестали работать по заказу католической церкви. Появился новый вид в искусстве – бытовая или жанровая живопись. Это была целая совокупность жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, сцены повседневной жизни. Бытовало мнение, что материальное благополучие граждан являлось прямым подтверждением экономического процветания страны. Картины писались по заказу богатых купцов, состоятельных бюргеров или зажиточных крестьян и предназначались для украшения интерьера. Чем больше картин было в доме, тем богаче и респектабельнее был его хозяин.
Глядя на работы нидерландских живописцев Золотого века, зритель может воочию представить, чем жил и как проводил свободное время голландский люд различных сословий. Эти полотна позволяют нам «войти» в дома горожан или жителей сельской местности, разглядеть их обстановку изнутри, прочувствовать атмосферу, царившую в них в те стародавние времена. Мы можем «заглянуть» во внутренние дворики и понаблюдать за происходящим в трактирах, «поприсутствовать» на деревенских гульбищах и «поучаствовать» в уличных сценках.
Этими произведениями можно просто любоваться, рассматривая обстановку домов толстосумов, или убогие интерьеры жилищ полунищих крестьян, великолепно прописанную художниками текстуру различных предметов и тканей, застывшие отражения в зеркалах, переливы полутонов на дорогих украшениях, игру светотени, эмоции на лицах персонажей. Но можно посмотреть на эти картины гораздо глубже, погрузившись во внутренний мир переживаний персонажей, найти объяснение их жестам, вникнуть в символику предметов, изображённых художниками. На первый взгляд это обычные вещи для декора и ежедневного пользования, но каждая из них играет свою собственную роль в сюжете. Зачастую эти незамысловатые предметы выражают связь персонажа с окружающим его миром, символизируя некое единство с ним. Почти каждый изображённый на картинах того времени предмет обихода или гастрономический изыск заключал в себе скрытый смысл. Например, женские чулки или устрицы на полотнах несли в себе эротический подтекст.
Семья и дом всегда занимали и занимают доминирующую роль в системе жизненных ценностей голландцев, поэтому художнику было так важно в своих произведениях не просто изобразить человека в окружении или на фоне декора, а донести до нас собирательный образ Голландии, достоверно отобразив в своих произведениях образ жизни, обычаи и нравы современников.
На выставке в музее Мауритсхёйс в Гааге представлены работы выдающихся голландских живописцев 17-ого века: Яна Вермеера (Johannes Vermeer), Яна Стена (Jan Steen), Герарда тер Борха (Gerard ter Borch), Питера де Хоха (Pieter de Hooch), Габриэля Метсю (Gabriёl Metsu), Адриана ван Остаде (Adriaen van Ostade), других художников. Всего 22 картины, повествующие о любви, верности, влечении, измене, способах обольщения, плотских утехах, и, наконец, о бренности мира и тленности всего земного.

Неоспоримым виртуозом бытовой камерной живописи является Ян Вермеер. Уютная атмосфера интерьеров голландских домов, наполненная флёром романтической созерцательности, становится важной составляющей сюжета его полотен. Зритель «входит» в жилища зажиточных граждан на картинах живописца, проникается лирическим состоянием внутренней погруженности и отрешённости от внешнего мира женских образов на его работах. Вермеер неповторим и в своём мастерстве передачи светотени,- будь это свет, бросаемый лучиком солнца, пробивающимся сквозь пелену стекла, или тень на стене от обычного гвоздя,- из всех этих мелочей на своих полотнах он создаёт шедевр.

Картины другого мастера, Яна Стена, впускают нас и в мир состоятельных бюргеров, и в круг обычных горожан с их простотой нравов, разбросанными в беспорядке вещами, весёлыми застольями и озорными выходками. Работы художника позволяют нам «заглянуть» в бордели, где он изображает сцены с налётом некого эротизма, порой доходящего до распутства. Но всё это автор делает в присущей ему манере незлобивой нравоучительности, симпатии и добродушной иронии в отношении персонажей своих произведений. Об этом свидетельствует и тот факт, что часто моделями для его картин становился он сам или члены его семьи.

Жизнь сельской Голландии наиболее полно отображена живописцем Адрианом ван Остаде. Художник по праву считается основоположником крестьянского жанра в Голландии. Пьяные потасовки, развесёлые попойки, мрачные таверны, сцены из жизни крестьян, более чем скромная обстановка деревенских жилищ, ёмкие образы пьяниц, шарлатанов, уличных музыкантов, азартные игры,- всё это можно увидеть на полотнах Адриана ван Остаде. Если в начале творческой деятельности живописец часто пользовался гротескными приёмами в изображении своих персонажей, то позже он сменил карикатурность на добрый юмор.


У вас есть уникальная возможность посмотреть на картины выдающихся голландских мастеров 17-ого века из собрания Британской Королевской коллекции. Получить удовольствие от увиденного вы сможете, посетив музей Мауритсхёйс в Гааге.

 

СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!

Выставка в музее Мауритсхёйс в Гааге пройдёт с 29 сентября 2016 г. по 8 января 2017 г.

Адрес музея: Плейн 29, 2511 CS Гаага.          Plein 29, 2511 CS Den Haag

Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00
По понедельникам с 13.00 до 18.00
Стоимость билетов 14 евро.
Посетителям до 18 лет вход бесплатный.

 

Обратная связь

 

Вверх