Даже ранние произведения Рембрандта (Rembrandt van Rijn), которые он создавал в самом начале своей карьеры, красноречиво свидетельствуют о таланте молодого художника.

Покинув в 1625 году родной Лейден (Leiden), Рембрандт на шесть месяцев отправился в Амстердам (Amsterdam), где он оттачивал технику живописи в мастерской у своего амстердамского учителя Питера Ластмана (Pieter Lastman). Вероятно, именно тогда, или вскоре после своего возвращения из Амстердама в Лейден, юный Рембрандт (ему на тот момент было 18 -19 лет) пишет цикл работ, состоящий из пяти аллегорических картин, символизирующих пять органов чувств.
Две работы «Операция», олицетворяющая осязание («De Operatie», het gevoel), и «Трое певцов» - аллегория слуха («Drie Zangers», het gehoor), хранятся в частном собрании американского бизнесмена, историка, филантропа и давнишнего ценителя и собирателя голландской живописи Золотого Века (Gouden Eeuw) Томаса Каплана (Thomas S. Kaplan). В его собрании под названием Лейденская галерея или Лейденская коллекция (The Leiden Gallery или The Leiden Collection) находится около 250 рисунков и картин, таких выдающихся голландских живописцев 17-ого века, как Ян Вермеер (Johannes Vermeer), Геррит Дау (Gerard Dou), Рембрандт ван Рейн. Но особое предпочтение Каплан всё же отдаёт живописцам из Лейдена, именно по этой причине его собрание называется Лейденской галереей.
Третья картина «Продавец очков», символизирующая зрение («De Brillenverkoper», het zicht), является собственностью музея Лакенхал (Museum de Lakenhal), расположенного в родном городе Рембандта Лейдене.
Две оставшиеся работы из этой серии, аллегории вкуса (de smaak) и обоняния (de reuk), считались утраченными.

В 2015 году на одном из небольших аукционов в американском городе Блумфилд (Bloomfield) штата Нью Джерси (New Jersey) к огромному удивлению и радости почитателей творчества Рембрандта совершенно неожиданно всплыла считавшаяся утерянной картина, олицетворяющая четвёртое чувство - обоняние.
Удивительна история её обнаружения.
Панель досталась в наследство одной американской семье и долгое время пролежала в подвале хозяев дома.
Они и предположить не могли, какое сокровище находилось в их руках, но прежде, чем избавиться от него, выбросив на помойку, решили на всякий случай оценить. Картина находилась в довольно плохом состоянии: значительная часть её поверхности была очень сильно загрязнена, во многих местах облупилась краска, лак потрескался и пожелтел. Глава аукционного дома, в который обратилась семья, Джон Най (John Nye), нашёл картину, выражаясь его собственными словами, «на удивление ничем не примечательной» и атрибутировал её как «работа неизвестного автора, 19-ый век, континентальная школа», оценив в сумму не превышающую суммы 500 - 800 долларов (448 – 718 евро). Лот назвали «Пациент, упавший в обморок» («De Flauwgevallen Patiёnt»).
За неделю предварительного просмотра лотов, - время, предшествующее торгам, которое отводится на аукционах для ознакомления потенциальных покупателей и арт-дилеров с выставленными на продажу предметами, - на старую панель никто даже не взглянул.
Начальная цена лота составляла всего 250 долларов. Никакого ажиотажа или даже незначительного интереса среди присутствующих в зале картина также не вызвала. Но очень скоро вокруг «Пациента, упавшего в обморок» стало происходить что-то невообразимое! Дело в том, что принять участие в торгах можно было и онлайн, поэтому интерактивные участники аукциона в разных странах могли отслеживать лоты на экранах своих компьютеров. И вдруг всего за каких-то 15 минут на «Пациента» сразу было сделано несколько десятков ставок по телефону. Сидящие в зале не могли понять, что происходит. Предлагаемые за картину суммы росли в геометрической прогрессии. Торги шли между двумя интерактивными покупателями из Европы по телефону. Один из участников пытался обойти своего соперника, увеличивая ставки в разы. Вслед за суммой в 210.000 долларов последовала сумма в 300.000, а когда цифра перевалила ещё на пару десятков тысяч за 300.000, цена была сразу взвинчена до пятисот тысяч.

Представитель авторитетного торгового дома Ян Сикс Файн Арт (Jan Six Fijn Art) из Амстердама, следивший за процессом, понял, что происходит что-то странное, и позвонил своему директору Яну Сиксу в Амстердам. Тот, увидев картину на экране компьютера, практически моментально распознал в ней руку юного Рембрандта. «Немедленно покупай»,- крикнул он в телефонную трубку своему агенту, но было уже поздно. К этому моменту аукционист уже успел опустить молоток. Торговый дом Jan Six Fijn Art в Амстердаме известен своими высококлассными экспертами и профессиональным посредничеством в области купли-продажи работ преимущественно старых голландских и фламандских мастеров 15-ого- 19-ого веков. Позднее Ян Сикс с сожалением заявил, что даже ставка в 2 млн долларов окупилась бы сполна. Он сам готов был выложить за эту работу Рембрандта 2, 5 млн евро.

В итоге «Пациент» (аллегория обоняния, het reuk) ушёл с молотка за 870.000 долларов (782.000 евро). С учётом аукционных сборов, работа Рембрандта обошлась французской арт галерее Талабардон & Готье (Talabardon & Gautier), приобретшей панель, в один миллион долларов.
Никто из искусствоведов и не сомневался, что это действительно был Рембрандт. Бросалось в глаза и очевидное стилистическое и композиционное сходство вновь обретённого произведения с тремя уже известным картинами Рембрандта этой серии, и то, что все четыре работы написаны в одной цветовой гамме. Последние сомнения скептиков рассеялись, когда после реставрации на одном из фрагментов панели обнаружили монограмму RHF, которой Рембрандт подписывал свои ранние произведения. Это монограмма означает: Выполнено Рембрандтом Харменсом (Rembrandt Harmenz fecit). Тот факт, что юный художник поставил подпись на своей работе, говорит о том, что уже в то время он серьёзно подходил к своему творчеству.
У французской арт галереи «Обоняние» перекупил уже упомянутый Томас Каплан за сумму, предположительно составляющую 4 млн евро. Теперь господин Каплан владеет сразу тремя картинами художника цикла пяти чувств.
К счастью, нынешний владелец всегда готов предоставлять экземпляры своей бесценной Лейден коллекции музеям мира с тем, чтобы шедевры голландской живописи Золотого века, хранящиеся в его галерее, могли увидеть любители искусства в разных частях света.


До 12 февраля 2017 года все четыре картины находятся в доме-музее Рембрандта (Museum het Rembrandthuis) в Амстердаме. Затем они на время переедут в Лувр (Louvre).

Пятая работа, олицетворяющая вкус из серии Рембрандта «Пять органов чувств», считается на сегодняшний день безвозвратно утерянной. Но кто знает, возможно, она ждёт своего аукциона на чердаке или в подвале одного из старых домов где-то в захолустье, и когда-нибудь у нас появится счастливая возможность увидеть все пять работ молодого Рембрандта, собранными вместе под крышей его дома-музея в Амстердаме.

Музей Лакенхал в Лейдене сейчас находится на реконструкции, поэтому картина Рембрандта из цикла пять органов чувств, символизирующая зрение «Продавец очков», являющаяся собственностью музея, до весны 2019 года будет путешествовать по разным музеям мира.

 

Обратная связь

 

Вверх