Рейксмузеум (Rijksmuseum) - один из самых посещаемых музеев мира. Он расположился в столице Голландии, городе Амстердам (Amsterdam) на Музейной площади (Museumplein). Музей обладает не только бесценной художественной коллекцией картин голландских и фламандских мастеров, но и другими не менее значимыми и достойными артефактами.

 На протяжении многих веков голландские резчики по дереву позднего средневековья восхищали виртуозностью своего мастерства. Но экспозиция, развернувшаяся в одном из залов Рейксмузеума в Амстердаме, посвящена вовсе не великолкепнейшим образцам предметов резной мебели, которые здесь также представлены во всём своём многообразии.

С 17 июня по 17 сентября 2017 года посетители музея смогут любоваться уникальной коллекцией религиозной утвари 16-ого века, получившей название «Миниатюрные диковины» ("Small Wonders"). Это название как нельзя лучше подходит к экспонатам данной выставки, так как основные предметы, представленные на ней, не превышают своими размерами 3-5 см в диаметре, а фигурки, вырезанные внутри этих реликвий, настолько крохотны, что учёные не могут прийти к единодушному мнению: какую же технологию использовали древние мастера-резчики по дереву, чтобы достичь такой точности в филигранном изображении сцен из библейской жизни. До сих пор вид этого голландского искусства остаётся наиболее загадочным даже для самых искушённых специалистов. Искусствоведы недоумевают: как без помощи современных компьютерных технологий можно было создавать миниатюрные шедевры с настолько тщательно проработанными мельчайшими деталями.
Всего на экспозиции в Государственном музее изобразительных искусств или Рейксмузеуме в Амстердаме представлено около 60 предметов религиозной утвари: алтари, чётки, молитвенные шарики. Все они выполнены в технике миниатюрной резьбы по дереву и временно предоставлены музеями Америки, Франции, Англии, Германии, Голландии и владельцами частных коллекций. Впервые эти уникальные экспонаты собраны вместе под одной крышей в Рейксмузеуме в Амстердаме.
Основу выставки «Миниатюрные диковины» составляют так называемые молитвенные шарики, напоминающие своей формой и размером грецкие орешки. Изготовляли такие молитвенные «орешки» из цельного куска самшитового дерева, которое искусные умельцы покрывали утончённой кружевной вязью. И если снаружи это был просто искусно выполненный узор, то внутри резчик с непревзойдённым изяществом изображал сцену религиозной жизни, причём с не меньшей виртуозностью как в левой, так и в правой створке шарика.
Тончайшую и кропотливейшую работу мастера-резчика по дереву можно сравнить разве что с техникой ажурной ювелирной скани. Но если серебро или золото в случае неточного исполнения замысла можно было переплавить, то при работе с маленьким кусочком дерева ошибка была непозволительной, так как она нарушала целостность композиции исправить которую не представлялось возможным.
В 16-ом веке такие молитвенные «орешки» были необычайно популярны в среде состоятельных и уважаемых граждан Европы. Голландцы не были исключением. Стоили подобные изысканные реликвии баснословно дорого. Часто, если хозяину позволяли средства, шарики обрамляли корпусом из золота или серебра, или из тончайших серебряных или золотых нитей. Две полусферы скрепляли шарнирами и замками из того же металла, прикрепляя их к цепочке. Но даже не декорированные драгоценным металлом молитвенные шарики оценивались в целое состояние. Молитвенные «орешки» вкладывались в бархатные мешочки красного цвета и вешались на пояс. В любой момент владелец мог раскрыть складень, чтобы предаться молитве.
Группа учёных Америки, Канады и Голландии (Holland) решили объединить свои усилия в исследовании этого самобытного вида голландского искусства 16-ого века. Если искусствоведы Канады и Америки во время своих изысканий делали основной упор на современные технологии, то учёные голландского Рейксмузеума сосредоточили свои исследования в бóльшей степени на художественно-историческом аспекте миниатюрной резной церковной утвари. Голландских историков-искусствоведов интересовало то, кто приобретал эти редкостные по своей красоте и изяществу произведения и в каких целях их использовали.
В основном, как можно судить по их названию, молитвенные «орешки» применялись, во время молитв. Иногда в них добавляли капельку ароматического масла для источения благовонного запаха. Но последние исследования учёных позволили доказать, что молитвенные шарики использовали ещё и с другой целью. Зачастую фигурки резных людей или животных, вырезанные на полусферах, несли в себе аллегорический подтекст. «Орешки» вовлекали своего владельца в визуальный поиск сущности скрытого смысла, «зашифрованного» в иносказательных сценах, тем самым заставляя его вникать в суть изображения и таким образом медитировать. Не менее удивительным для учёных явилось и обнаружение того факта, что мастерская по изготовлению резных миниатюр находилась не на Юге Нидерландов, во Фландрии, как это принято было считать до последнего времени, а гораздо севернее, вероятнее всего, в окрестностях голландского города Делфт (Delft).
Долгое время считалось, что именно Юг Голландии был центром расцвета искусства Нидерландов (Nederland) в Средние века, но на основе последних изысканий историками было выявлено, что основными заказчиками и владельцами молитвенных шариков были жители районов, прилегающих к современному Делфту. По предположениям учёных, именно там и находится родина «Миниатюрных диковин».

 

Спешите видеть!

Только с 17 июня по 17 сентября 2017 года в Рейксмузеум (Rijksmuseum) в Амстердаме.

 

Обратная связь

 

Вверх