Произведения голландских живописцев украшают музеи и картинные галереи мира. Каждый, кто когда-то побывал в Голландии (Holland), считает своим долгом посетить Рейксмузеум (Rijksmuseum) и музей Ван Гога (Van Gogh Museum) в Амстердаме (Amsterdam), музей Мауритсхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag), музей Бойманса (Museum Boijmans Van Beuningen) в Роттердаме (Rotterdam), музей Франса Халса в Харлеме (Haarlem).

Вообще в Харлеме, далеко не самом крупном городе Голландии, сосредоточено довольно много музеев. Один из них, музей Франса Халса (Frans Hals Museum), упомянутый выше. Его экспозиция расположилась в здании бывшей богадельни, где свои последние годы провёл гениальный художник, в честь которого и был позже назван музей. В музее Франса Халса в основном хранятся картины самого художника и его современников. В городе Харлем находится и один из старейших музеев Голландии,- музей естествознания, науки и искусства - музей Тэйлора (Teylors Museum). Здесь же, в Харлеме, есть ещё один музей, который называется Де Халлен Харлем (De Hallen Haarlem). Это музей современного искусства, хотя располагается он, на рыночной площади, в одном из самых старинных зданий города, в бывших Мясных рядах. Они были построены по проекту городского архитектора Ливена де Кейя (Lieven De Key) в 1602 году. Кстати, современники архитектора тоже не сразу оценили его творение, настолько новаторским оно им показалось. В этом музее, по понятным причинам, выставляются работы современных авторов. 

C 20 мая по 10 сентября в музее Де Халлен города Харлем проходит выставка под названием «Юмор, 101 год смешного в искусстве». Работы, представленные на экспозиции, показывают, как юмор вдохновлял художников к созданию своих произведений. Течение дадаизма, возникший в 1916 году, явилось глотком свежего воздуха в зачастую через чур напыщенном и серьёзном мире искусства. На выставке в Харлеме представлены сюрреалистические произведения, работы в стиле поп-арт и арт-движения Флуксус, а также пародии и карикатуры современных художников. Воистину название экспозиции «Юмор, 101 год смешного в искусстве» как нельзя лучше подошло к курьёзной ситуации, описанной ниже. Голландия всегда славилась своими демократичными и смелыми традициями, в частности в области искусства. А фантазия и способности современных голландских художников и дизайнеров порой зашкаливают, и далеко не всегда их творчество могут оценить по достоинству не истинные ценители, а простые, неискушённые модернистскими изысками голландские граждане. Вот именно такие обыватели и нарушили ореол спокойствия, царящий под крышей городского музея города Харлем Де Халлен.
Смешной эта ситуация покажется нам, но насколько «смешно» это стало для дирекции музея и автора одного из произведений под названием «Портрет гвоздя на полотне», украшавшего одну из стен выставочного зала, судите сами. Эта работа представляла собой крохотное полотно 10х10 см, в центре которого и находился тот самый «портрет» того самого «гвоздя». Да простит меня автор Бас ван Виринген (Bas van Wiering), но я вполне могу понять состояние души уборщика, маляра, или другого работника (до сих пор музей не признаётся, кто именно из его сотрудников стал невольным виновником случившегося, хотя этот момент запечатлён на камере видеонаблюдения), вошедшего в зал и увидевшего малюсенькое чёрное пятнышко на стене подвластной ему территории. Чтобы не лишиться зарплаты, он тут же принял решение, это пятнышко замазать. Несчастный блюститель чистоты и предположить не мог, что являет собой варвара, стирающего с лица земли шедевр. Что может быть страшнее для художника, чьё детище было уничтожено? Не буду описывать состояние сотрудников дирекции музея, которым пришлось оправдываться перед создателем шедевра. Интервью для прессы в связи со случившимся 20-ого мая сего года в стенах музея де Халлен в городе Харлем ни сам художник, ни дирекция музея не дают. У автора уничтоженного «портрета» музей приобрел очередной шедевр. Но пока в стене, на месте, где ещё несколько дней назад находился «портрет гвоздя», зияет отверстие, видимо, от другого гвоздя, на котором висело полотно. Кто знает, возможно и это отверстие от гвоздя тоже станет в своё время арт объектом. Название выставки можно вполне считать оправданным.

Самое интересное, что в этом же самом месте, Де Халлен Харлем в июле 2016-ого года, произошло аналогичное происшествие. Дело в том, что во многих голландских музеях смотрителями залов являются волонтёры. Вот один из таких волонтёров, заметив скомканный лист бумаги на полу, решил навести порядок и выбросив его в корзину с мусором. Ему было невдомёк, что этот клочок являлся частью инсталляции (читай: очередного современного шедевра под очень длинным названием «Работа No 88: Лист бумаги формата А4, скомканный в шар»). Если посмотреть на это произведение на фото, то действительно очень даже можно подумать, что кто-то забыл за собой убрать обрезки бумаги. А разве можно осуждать человека за то, что он попросту приверженец чистоты и порядка, как и многие голландцы. Попранный шедевр Мартина Крида (Martin Creed) позже обнаружили в мусорном баке, но он, к сожалению, не подлежал реставрации, так как был безнадёжно испачкан кофейными разводами. Справедливости ради надо сказать, что Мартин создаёт свои шедевральные бумажные шарики уже не впервые, но сумма выброшенного в урну произведения оценивалась в пятьсот евро.

 Обратная связь

Вверх