Сразу в нескольких музеях Амстердама: в доме-музее Рембрандта (Rembrandthuis), в музее ван Лоон (Museum Van Loon), во дворце на площади Дам (Paleis op de Dam) и в музее Амстердама (Amsterdam Museum), одновременно проводятся экспозиции, посвящённые творчеству двух голландских живописцев – Фердинанда Боля (Ferdinand Bol) и Говерта Флинка (Govaert Flinck).

 

Творческий период одного и другого художника выпал на Золотой век голландской живописи. Оба были учениками Рембрандта (Rembrandt van Rijn). И тот, и другой позже стали в какой-то мере конкурентами своего учителя, отойдя от манеры его письма, которую в начале творческого пути переняли у своего великого наставника. Соперничали они и друг с другом. Считается, что более успешно складывалась карьера у Флинка, но её оборвала ранняя кончина художника.

Рембрандт оставил нам не только бесценное наследие в виде своих гениальных творений. Он воспитал ещё и целую плеяду талантливейших художников, своих учеников. Немногие из современников по достоинству оценили творчество Рембрандта, особенно его позднего периода, настолько оно опережало своё время. С годами манера письма мастера менялась, мазки становились рельефными, неровными и густыми, что усиливало материальность изображаемых предметов. Его работы обвиняли в незавершённости, а про портреты, написанные им, говорили, что толстые слои красок, нанесённые на них, позволяли поднять портрет за нос. Но несмотря на это, даже тогда, когда казалось, что слава Рембрандта померкла и спроса на его произведения почти не было, к нему продолжали идти ученики, влекомые его виртуозной и неподражаемой техникой и своеобразному видению предмета. Всего у Великого Мастера в подмастерьях прошли обучение около 40 воспитанников. Среди них есть очень громкие имена, такие как уже упомянутые Фердинанд Боль и Говерт Флинк, а также Карел Фабрициус (Carel Fabritius), Николас Мас, Герард Доу (Gerard Dou). Но есть имена, о которых слышали разве что исследователи творчества Рембрандта. Ведь не все приходили к мастеру с целью научиться ремеслу художника, а впоследствии зарабатывать себе этим на жизнь. Были среди его учеников и такие, которые брали уроки живописи просто ради собственного удовольствия.

Будучи сам в учениках у Питера Ластмана (Pieter Lastman), Рембрандт копировал работы учителя, словно мозаику разделяя полотно на отдельные фрагменты и внося в каждый из них что-то своё, дорабатывая мельчайшие детали на свой собственный манер. Этого же он требовал от своих учеников. Прежде чем им позволялось переходить к самостоятельной работе, они должны были копировать множество рисунков, картин, гравюр.
Один из его первых учеников Самюэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraeten), родом из Дордрехта (Dordrecht), ставший впоследствии замечательным живописцем, написал ещё и большой труд об искусстве, из которого, в частности, можно судить о своеобразной методике преподавания Рембрандта, его технике и манере письма и о творческих взглядах на живопись.
Хогстратен описывал Рембрандта как очень достойного, но и чрезмерно строгого наставника. Порой Самюэлю приходилось часами стоять со слезами на глазах, исправляя ошибки на своих работах без еды и питья. Рембрандт вообще старался приучать учеников к самостоятельному мышлению в работе, к полному сосредоточению на сюжете. Только так, считал он, можно добиться успехов в творчестве.
Как правило, на обучение к Рембрандту с целью отточить свои навыки, попадали те, кто уже прошёл какую-то школу у других учителей. Ведь ему не было равных в умении изобразить чувства и состояние души, будь то портрет или картина на библейский или исторический сюжет. И никто так, как он не мог наполнить полотно внутренним светом. Этому же он учил и своих подопечных, писать без прикрас настоящие лица с настоящими эмоциями.
Многие из учеников Рембрандта, постигнув секреты его мастерства и научившись ремеслу, открывали свои ателье и тоже становились наставниками молодых художников. Николас Мас (Nicolaes Mas), родом из Дордрехта, открыл в этом городе свою школу после того, как прошёл обучение у Рембрандта. Его творчество очень повлияло на художников из Делфта (Delft) Яна Вермеера (Johannes Vermeer) и Питера де Хооха (Pieter de Hooch).
Некоторые из учеников смогли настолько мастерски овладеть техникой и манерой письма Рембрандта, что позже у искусствоведов возникали сомнения в принадлежности работ ученикам или самому Рембрандту.

В доме-музея Рембрандта, где он прожил почти 20 лет с 1639 по 1658 г, будут выставлены картины Флинка и Боля, написанные ими в период их становления художниками, а в Музее Амстердама работы, созданные ими во времена, когда они были уже известными и успешными мастерами.

Спешите видеть!

Только с 13 октября 2017 года по 18 февраля 2018 года

в доме-музее Рембрандта (Rembrandthuis),

в музее ван Лоон (Museum Van Loon),

во дворце на площади Дам (Paleis op de Dam) и в музее Амстердама (Amsterdam Museum)

Обратная связь

Вверх