Когда Мария Бургундская (Maria van Bourgondië) в 1477 году вышла замуж за Максимилиана Австрийского (Maximiliaan van Oostenrijk), представителя династии Габсбургов (Habsburg), то Фландрия (нынешняя Бельгия), Нидерланды и Люксембург перешли под власть Габсбургов.

Фландрия, в свою очередь, в то время входила в состав южных провинций Нидерландов (Nederland). Позже, во времена правления Карла V (Karel V van Spanje), Нидерланды вошли в состав Испанского королевства и стали частью Священной Римской империи.

Но в 1579 году произошёл раскол Северных и Южных Нидерландов. Причиной этого события послужили разногласия между католическим Югом и протестантским Севером, и нежелание голландцев мириться с религиозным гнётом и финансово-экономической зависимостью от испанского короля Филиппа II (Fillips II).
Фландрия осталась под испанским владычеством, а семь северных мятежных нидерландских провинций объявили себя независимой республикой.
Всё это не могло не отразиться на культурном развитии двух стран, и с момента их раскола история и культура Бельгии (België) и Голландии (Holland) начали развиваться в разных направлениях, а некогда единое понятие нидерландской школы живописи разделилось на два разных течения - голландскую и фламандскую школы.
В период с 1400 по 1700 во Фландрии художниками были написаны превосходные работы, в числе которых и множество портретов, являющих собой образцы гармонии таланта и вкуса создавших их мастеров.
С 7 сентября 2017 по 14 января 2018 года в залах музея Мауритсхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag) пройдёт выставка работ фламандских художников-портретистов под названием «Соседи с Юга. Портреты фламандских художников 1400-1700 годов» (“Zuiderburen. Portretten uit Vlaanderen 1400-1700”).
Портреты фламандцев как нельзя лучше дополняют собрание самого музея Мауритсхёйс, в котором хранятся как бесценные произведения мастеров Золотого Века Голландии, так и шедевры их южных соседей. На выставке представлено 20 работ из Королевского музея изящных искусств Антверпена (Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen), в котором до сентября 2019 г будут проводиться реставрационные работы.

В северных провинциях Голландии конца 16-ого - начала 17-ого веков картины писались уже не только по заказу представителей богатейшего дворянства. Заказчиками часто становились обычные бюргеры, а на полотнах изображалась повседневность и обыденность. Возникла жанровая живопись с её натюрмортами, пейзажами и бытовыми сценами из жизни горожан и крестьян. И, конечно же, огромное место в разнообразии бытовых жанров голландской художественной школы занял портрет.
Южные Нидерланды гораздо дольше своих северных соседей находились под влиянием испанцев, и заказчиками там по-прежнему оставались королевский двор, католическая церковь и знать. Во фламандской живописи того времени продолжали царить изобилие и роскошь – характерные средства художественной выразительности эпохи барокко.
На своих портретах Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), Антонис ван Дэйка (Anthony van Dyk) писали исключительно благочестивых и зажиточных граждан, ведь обычному бюргеру заказать такой портрет у именитого художника было не по карману.
Экспозиция позволяет поближе познакомиться не только с творчеством фламандских портретистов, но и с историей создания работ, и с самими персонажами, изображёнными на картинах, ведь за каждым портретом стоит реально существовавший человек со своей собственной историей.
Специально для этой выставки была отреставрирована одна из работ выдающегося фламандского живописца Корнелиса де Воса (Cornelis de Vos) - портрет Абрахама Графеуса (Abracham Grapheus). Это была весьма заметная фигура в художественной жизни Антверпена начала 17-ого века. Он являлся своего рода главным распорядителем гильдии Святого Луки (Sint Lucasgilde), которая объединяла под своим лоном всех местных живописцевв, скульпторов, печатников и художников по витражному стеклу. Абрахам Графеус не только заведовал рутинной работой гильдии, но в его обязанности также входила организация пиршеств, проводимых в гильдии по различным поводам.
Благодаря своей выразительной внешности, Абрахам был к тому же и любимой моделью художников. На портрете Корнелиса де Воса он изображен с копной взлохмаченных волос и грозным взглядом, направленным не на зрителя, а в сторону, потому что мужчина весь озабочен обустройством зала для торжества, которое должно вот-вот состояться, и, вероятно, даёт распоряжения нерасторопным служкам. Столы должны быть накрыты вовремя, ничто не должно быть упущено. У него всё под контролем: и служки, и предметы столового убранства, и яства, и напитки, и, конечно же, позолоченные кубки - символ богатство гильдии Святого Луки и значимости её членов. Через руку он перекинул льняное полотенце, а впереди повязал нечто вроде фартука, что говорит о его непосредственном участии в процессе подготовки. Скорее всего, он демонстрирует разносчикам, как тщательно надо протирать кубки, чтобы они на столах засияли золотыми лучами. На его груди поблёскивают серебряные жетоны глав гильдии Святого Луки. Художнику удалось виртуозно передать динамику запечатлённого момента – жёсткий взгляд и непокорный характер главного распорядителя гильдии, полностью сосредоточенного на организации банкета и дающего наставления прислуге. Графеус был не просто главным распорядителем, но и талисманом гильдии. Портрет был написан де Восом в дар художественному сообществу своих собратьев по кисти.
Ещё один портрет экспозиции кисти Ханса Мемлинга (Hans Memling) знакомит зрителя с Бернардо Бембо (Bernardo Bembo), итальянским гуманистом и видным государственным деятелем. В руках у него монета с изображением римского императора Нерона. Во времена написания портрета (приблизительно 1473 год) Бембо находился по служебным делам в южной провинции Нидерландов, в Брюгге (Brugge), который был центром пересечения торговых путей. Хотя Мемлинг изобразил своего персонажа не в профиль, как это было принято в те времена, всё же на его портрете явно прослеживается влияние итальянской школы.
Сам Мемлинг - немец по происхождению, почти всю жизнь проработал в Брюгге и вырос до мастера высочайшего уровня. Он был одним из первых живописцев, который использовал природу на портретах в качестве заднего плана.

Автор ещё одного портрета представлен как неизвестный Мастер из Франкфурта (De Meester van Frankfurt). Но это не совсем верно. Искусствоведы и историки действительно не смогли установить подлинного имени художника, но им наверняка известно, что он был из Антверпена (Antwerpen), но написал несколько картин по заказу церковников из Франкфурта, откуда и происходит его имя. А на портрете, вероятнее всего, изображён он сам рядом с супругой во время трапезы. Эта панель относится к числу первых портретов в Нидерландах, на которых изображён художник. Бросается в глаза муха, сидящая на белом головном уборе женщины. Создаётся впечатление, что муха села на портрет, и возникает непреодолимое желание её согнать, настолько реалистично художнику удалось передать насекомое. Но это всего лишь шуточный приём автора портрета, позволяющий ему продемонстрировать степень своего мастерства.
Помимо работ уже перечисленных художников, на экспозиции представлены портреты кисти Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Эразма Квеллина Младшего (Erasmus Quellinus de Jonge), чей дядя - скульптор Артус Квеллин (Artus Quellinus de Oude) создал великолепнейшие скульптуры для дворца на площади Дам в Амстердаме (Paleis op Dam in Amsterdam). На выставке вы также сможете увидеть портрет кисти Михаэлины Вотир (Michaelina Wautier), одной из немногих женщин-художниц 17-ого века.

 

Спешите видеть!

Только с 7 сентября 2017 по 14 января 2018 года в залах музея Мауритсхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag)

 

Обратная связь

 

Вверх