В музее Бойманс ван Бёнинген (Museum Boijmans Van Beuningen) в Роттердаме (Rotterdam) собрана великолепная коллекция работ фламандских и голландских живописцев различных эпох, в том числе и великих мастеров 15-16 веков. Иеронимус Босх (Jheronimus Bosch), Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude), Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden), Квинтен Массейс (Quinten Massys), Ян ван Хемессен (Jan Sanders van Hemessen) явились родоначальниками нового бытового жанра, иллюстрирующего повседневную жизнь современников и ставшего необычайно популярным в Голландии (Holland).

До появления произведений этих мастеров художественный жанр в Нидерландах (Nederland) был поставлен в строгие рамки изображения жития святых. Картины писались почти исключительно по заказу церкви. Но постепенно новые мотивы и сюжеты проникают в сферу искусства. Теперь на полотнах и панелях появляются сцены из земной повседневной жизни. Впервые живопись отделяется от религии.

Тематика работ художников того периода совершенно разнообразна, но все они преисполнены сатиры, морали и глубокого смысла. Портреты, пейзажи, крестьянские пирушки, сцены в борделях, тавернах, всякого рода шарлатаны, глупцы, игроки, сборщики податей,- таково содержание картин. Даже религиозным сценам придаётся бытовая окраска.

Особое место в этом собрании занимают произведения Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Сюрреалистические и гротескные персонажи картин Босха,- это не просто созданный им мир образов. Каждый из изображаемых лиц или предметов несёт в себе какой-то сакральный смысл. Лень, чревоугодие, алчность, похоть,- над этими низменными человеческими качествами иронизирует художник. Его картины можно читать как своего рода трактат, высмеивающий греховности человеческого мира во всех их ипостасях.

Питер Брейгель Старший, как истинный приверженец и последователь идей Босха, в своём творении «Вавилонская башня» («De Toren van Babel»), которое тоже смело можно назвать философским трактатом, отобразил идеи политической сатиры, направленные против католической династии Габсбургов. Картина написана художником маслом на деревянной панели примерно в 1568 году.

Слово Вавилон в переводе с древнегреческого означает «врата Бога», но уже давно оно же является символом беспорядка, путаницы, суетности и тщетности.

Согласно легенде, все люди, спасшиеся во время Всемирного потопа, вскоре вновь стали осваиваться на земле. Они все говорили на одном языке. Со временем человеческий род увеличивался, приобретал знания, умения и навыки. Возгордившись, люди решили построить башню «до самых небес», приблизившись таким образом к самому Господу. Для этого они изготовили кирпичи, обожгли их и приступили к осуществлению своего дерзкого намерения. Чтобы унять человеческую гордыню, Бог решил прервать строительство башни и смешать все языки, внеся таким образом полнейшую сумятицу и неразбериху в людское общение. Гармония нарушилась. Люди совершенно перестали понимать друг друга, разбрелись по земле, и строительство колосса было остановлено. Разобщённость в итоге привела к тому, что грандиозный и одновременно своевольный замысел не был воплощён в жизнь.

Этот библейский сюжет привлекал внимание многих художников в разные периоды времени и в разных странах. Питер Брейгель Старший не явился исключением. В его произведениях легенда о Вавилонской башне нашла достойное воплощение. Он посвятил этой теме три работы, две из которых дошли до наших дней.

Одна из них хранится в Австрии, в венском музее истории искусств, а вторая в музее Бойманс ван Бёнинген в голландском городе Роттердам.

Конечно же, чёткое толкование своих творений может дать только сам художник, но предполагается, что Брейгель в «Вавилонской башне» проводит параллель с современным ему обществом, воплотив в башне символ империи Габсбургов, в которую в то время входили земли Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании и Нидерландов. Да и сам Антверпен, где долгое время жил художник, напоминал собой гигантский человеческий муравейник. В 16-ом веке Антверпен был частью Нидерландов и являл собой крупный торговый порт, куда приходили корабли, гружённые заморскими товарами со всего света, и куда стекался многоликий разноязычный люд,- чем не «вавилонское смешение языков и народов».

С одной стороны, правление Карла V (Keizer Karel V), а потом и его сына Филиппа II (Filips II) было периодом расцвета могущества империи Габсбургов. В то же время правление Филиппа называют «Золотым веком инквизиции». Из-за недальновидной политики этих монархов и многочисленных войн, в том числе и против Реформации в Нидерландах, их империя постепенно теряет своё могущество, и в итоге распадается на отдельные земли.

На картине в музее города Роттердам башня почти полностью закрывает своей махиной полотно, поражая масштабом и объёмом строительства, но при этом являет собой образ незавершённости. Внушительных размеров ступенчатый конус со множеством арочных входов при внимательном рассмотрении предстаёт перед зрителем в недостроенном виде, с криво расположенными ярусами и со строительным мусором.

Картину невозможно охватить взглядом даже не из-за её относительно большого формата (74,6 х59,9), а из количества мельчайших деталей, разглядеть которые можно только при ближайшем рассмотрении. Её надо рассматривать фрагментами, внимательно вглядываясь в детали и додумывая их смысл. Фигурки каменотёсов и других рабочих, занятых в строительстве, напоминают собой муравьёв и тем усердием, с которым они трудятся, и своими малюсенькими телами, теряющимися на фоне громады башни.

Но с первого взгляда их почти невозможно разглядеть, также как строительные блоки и другие приспособления для возведения башни,- они почти незаметны для глаза. Но как только они попадают в поле вашего зрения, сразу же захватывает дух, от прописанных с удивительной достоверностью поз человечков и тщательно прорисованных всевозможных механизмов, существовавших в то время.

Поражает, насколько виртуозно художник владеет кистью, вырисовывая мельчайшие детали, а сама картина завораживает и восхищает, унося зрителя в иной мир. Если начинаешь в неё вглядываться, оторваться от написанного мастером не представляется возможным. Сколько же времени ушло у Брейгеля на такое кропотливо им созданное произведение! Для того, чтобы досконально рассмотреть и изучить все детали на картине Брейгеля «Вавилонская башня», зрителю потребуется не один час. А сколько времени уйдёт на осмысление увиденного, каждый должен решить для себя сам.

Вероятно, вас устроит общепринятая версия о том, что к преданию о Вавилонской башне принято подходить как к символу утопического идеального устройства общества, и художник воплощает в картине мысль о тщетности человеческих устремлений, о суетности жизни и бренности земного. А, возможно, вы увидите в этом произведении какой-то другой скрытый смысл.

Но с уверенностью можно сказать, что картина, не оставит равнодушным ни одного зрителя.

В музее Бойманса в Роттердаме сейчас можно увидеть и работу японского художника манги, который одновременно является сценаристом и режиссёром фильмов аниме Кацухиро Отомо. Здесь представлено его работа "Вавилонская башня. Вид изнутри" ("Babel Inside"), на которой он изобразил то, как ему видится башня изнутри. Эта работа будет находиться в музее до 21 мая 2018 года.

 

Адрес музея Бойманс.

Museumpark 18, 3015 CX Rotterdam

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 11.00 до 17.00

Входная плата €17,50.

 

Обратная связь

Вверх