В музее Маурицхёйс (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag), с 15 февраля по 15 мая 2018 года проходит экспозиция, посвящённая творчеству талантливого голландского живописца Яна Стена под названием «Ян Стен рассказывает» (“Jan Steen vertelt”).

Галерея Маурицхёйс обладает богатейшей коллекцией шедевров выдающихся голландских и фламандских художников Золотого века: Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn), Яна Вермеера (Johannes Vermeer), Франса Халса (Frans Hals), Питера Рубенса (Peter Paul Rubens). Имя живописца Яна Стена (1626-1679) стоит в одном ряду с выше перечисленными именами.

Творчеству этого блестящего живописца здесь отведено значительное место. Всего в коллекции музея Маурицхёйс находится 15 произведений этого художника.
Ян Стен считается непревзойдённым мастером жанровых сцен из повседневной жизни. Его часто называю художником-рассказчиком, справедливо считая этого живописца истинным мастером «художественного повествования». Любителям творчества Яна Стена хорошо знакомы его нравоучительные произведения, высмеивающие с незлобивой иронией и добродушным чувством юмора людей с присущими им пороками: праздных гуляк, завзятых картёжников, горьких пьянчужек, отпетых лентяев, беспутных посетителей борделей.
Картины Яна Стена наполнены недвусмысленными намёками на суть происходящего. Зачастую в них он наглядно демонстрирует расхожие голландские фразы и пословицы, свойственные тому времени. До сих пор в голландском языке существует выражение «хозяйство Яна Стена» (een huishouden van Jan Steen), означающее полнейший беспорядок, хаос и кавардак в доме, часто с шумными посиделками и семейными застольями, в которых принимает участие и стар, и млад.
Почти во всех картинах художника присутствует нравоучительное наставление, предупреждающее зрителя о последствиях всех вышеперечисленных пороков.
Но Ян Стен также писал картины на библейские темы, у него есть работы, посвящённые мифологическим сюжетам и сценам из Ветхого Завета. Экспозиция «Ян Стен рассказывает» как раз и знакомит посетителей музея с менее известной стороной творчества мастера,- с произведениями, выполненными в жанре мифологического сюжета.
Приобретение музеем Мауритсхёйс картины Яна Стена «Моисей и корона фараона» (Mozes en de kroon van de farao) в 2011 году стало одним из поводов для организации выставки, проливающей свет на разноплановое и универсальное мастерство художника.
Сотрудники музея загорелись идеей о создании экспозиции, на которой были бы представлены творения живописца, посвящённые именно этой стороне творчества мастера. Но дело в том, что большинство полотен на исторические и мифологические сюжеты Яна Стена (а всего их 75) находится за пределами Голландии (Holland), в других странах, поэтому было довольно сложно собрать некоторые из них воедино.
Но организаторам выставки всё же удалось воплотить свои замыслы в жизнь. На экспозиции «Ян Стен рассказывает» представлена 21 работа художника на библейскую и мифологическую тематику из разных музеев мира.

Интересно, что полотна Яна Стена с ветхозаветными сюжетами легко принять за обычную жанровую сцену, поскольку он наделяет даже своих мифологических персонажей совершенно «земными» слабостями и эмоциями. По этой же причине в действующих лицах подобного рода работ мастера не всегда сразу можно распознать ветхозаветные образы. Художник очень своеобразно трактовал эти сюжеты, как бы перенося персонажей из древних времён в свою эпоху.

Одна из картин экспозиции «Вирсавия после купания» (Het toilet van Batheseba). На переднем плане запечатлена красивая полуобнаженная девушка. Шёлковые одежды едва прикрывают её тело. Позади неё видна пожилая женщина, которую легко можно принять за сводню, коих раньше художники довольно часто изображали на своих полотнах. Действительно, поначалу вполне можно предположить, что перед нами сцена из борделя. Но одна незначительная деталь, - письмо в правой руке девушки, - подсказывает, что это сюжет из Ветхого Завета о том, как молодая и прекрасная Вирсавия, сама того не желая, соблазнила короля Давида. Именно его письмо, полное слов любви и восхищения, она держит в руке.

Эта сторона творчества Яна Стена не очень знакома широкому зрителю ещё и потому, что зачастую художник выбирал сюжетами для своих картин эпизоды из мифологии, которые раньше никем из его собратьев по кисти не использовались вообще, или изображались крайне редко.

Интересна история картины «Осмеяние Самсона» (De bespotting van Simson). Она является собственностью Королевского музея изобразительных искусств в Антверпене. Долгое время считалось, что это копия картины 18-ого века, но последние исследования показали, что работа принадлежит кисти Яна Стена, и была им написана в 1670 году,- в последний период его жизни, когда он вернулся в свой родной город Лейден (Leiden).

Далила обольстила Самсона, выведав секрет его недюжинной силы во время любовных утех. Поддавшись искушению, Самсон лишился своих волос, которые и служили источником его безмерной силы. После этого богатырь утратил своё могущество, был схвачен филистимлянами и ослеплён. Так предательски поступила коварная женщина с соблазнённым ею мужчиной. На полотне Яна Стена Далила высмеивает Самсона, непристойным жестом указывая в его сторону.

Часто, как и в случае с «Осмеянием Самсона», художник представляет исторические сюжеты в виде своего рода театрального действа с поднятым занавесом. Помимо основных действующих лиц, Ян Стен выводит на полотне различных персонажей, - от отвратительного карлика до экзотических гостей с Востока. Если присмотреться внимательно, то на заднем плане можно увидеть и самого автора произведения. Ян Стен изобразил себя, стоящим поодаль на ступеньках, свысока глядя на всё происходящее. Он как бы предостерегает сладострастных мужчин быть осмотрительнее и не попасться в дьявольские сети вероломных женщин, поддавшись их греховным чарам.

Вообще художник очень часто писал персонажей своих картин с себя и своих домочадцев.
На полотне «Лот и его дочери» (Lot en zijn dochters) Ян Стен также изображает себя в виде отца семейства Лота. Покинув Содом и поселившись в пещере, дочери вступили в кровосмешение с отцом, предварительно напоив его до беспамятства. Они сочли, что таким образом смогут обеспечить себе потомство. Лот на картине художника предстаёт в совершенно разнузданном виде.

От излишних возлияний можно потерять человеческий облик и благопристойность, - такова мораль мастера, зашифрованная им во многих его жанровых работах, а также на этом полотне с ветхозаветным сюжетом.

Спешите видеть! Только с 15 февраля по 15 мая 2018 года в музее Мауритсхёйс в Гааге.

Адрес музея Мауритсхёйс:
Plein 29,
2511 CS, Den Haag

Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00
По понедельникам с 13.00 до 18.00
Входная плата €15,50
До 18 лет бесплатно.

 

Обратная связь

 

 

Вверх