Город Гауда (Gouda) большинству туристов знаком исключительно по сорту сыра с таким же названием. Но 500 лет назад в нём производили не только сыр,- в городе процветало пивоварение, различные ремёсла и промыслы. Ремесленники объединялись в гильдии, а гильдии заказывали у художников алтари, украшавшие местную церковь святого Иоанна (Sint-Janskerk) на центральной площади Гауды. Некоторые из алтарей были расписаны знаменитым художником 16- ого века, уроженцем Гауды, Питером Пурбусом (Pieter Pourbus).

К сожалению, имя этого незаурядного живописца сейчас мало что говорит даже голландцам, хотя в своё время он возглавлял список самых уважаемых мастеров. Пурбус родился и какое-то время жил в Гауде, но тем не менее, славу выдающегося художника он снискал себе не в Голландии (Holland), а в Бельгии (Belgiё), в Брюгге (Brugge). Правда, нельзя сказать, что мастер был полностью вычеркнут из истории родного города,- в 1960 году в Гауде одну из улиц назвали его именем, но всё же для большинства жителей Нидерландов (Nederland) имя Питера Пурбуса малознакомое имя.

Музей в городе Гауда (Museum Gouda) решил напомнить своим согражданам о несправедливо забытом соотечественнике. В связи с этим в стенах музея с 17 февраля по 17 июня проходит экспозиция работ живописца Питера Пурбуса. Это своего рода дань города Гауды своему талантливому гражданину. Трудно поверить, но это первая выставка работ художника на территории Нидерландов, посвященная творчеству этого мастера. Многие из его работ, представленных здесь, тоже попали в Гауду впервые.

Питер Пурбус (1523-1584), ставший впоследствии востребованным живописцем, искусным чертёжником и превосходным картографом, родился в 1524 году в голландском городе Гауда, но довольно рано перебрался из Гауды в Брюгге, где осел, обзавёлся семьёй и обрёл славу. В 16-ом веке Брюгге входил в состав Нидерландов и был одним из самых богатых городов в этой стране. Неудивительно, что амбициозный юный художник решил покинуть родную Гауду и перебраться южнее. Он был уверен, что в Брюгге его ждёт неизменный успех, и надежды не обманули молодое дарование.

Вторая половина 16-ого века была очень неспокойным временем для всей Голландии,- её сотрясали религиозные войны и политические распри. Северные Нидерланды приняли протестантизм, тогда как Южные провинции остались верными католицизму. В церквях иконоборцы разрушали алтари, картины на религиозную тематику замазывали белой краской, разоряли монастыри. Каким-то чудом в некоторых церквях иногда удавалось спасти бесценные реликвии. Два алтаря, которые расписывал сам Петер Пурбус, будучи ещё гражданином Гауды, чудом уцелели и теперь являются украшением выставки в музее его родного города.

По работам, представленным здесь, можно судить о становлении Пурбуса как выдающегося мастера своего времени. На экспозиции собраны произведения художника из музеев Бельгии, Франции, Шотландии, Англии. Пурбус выполнял заказы служителей церкви, членов различных гильдий, религиозных братств и богатых бюргеров. Он расписал несколько алтарей для церкви святого Яна в своём родном городе Гауда. Самый знаменитый из них – «Крещения святого Губерта». Безусловно, наибольший интерес вызывает другая его работа - триптих, на котором изображена "Скорбящая Мария, окружённая семью печалями".

Но прославился Пурбус не только написанием картин и алтарей на религиозную тематику. Ему превосходно удавались портреты, которые тоже являются экспонатами данной выставки. Он принадлежал к когорте искуснейших портретистов своего времени. Заказы на портреты художник получал от церковной или буржуазной элиты. Все портреты его кисти выполнены с редкостной тщательностью, как правило, в тёплых тонах. На них можно видеть респектабельных и необычайно богатых граждан города Брюгге.

На двойном портрете, заказанном к свадьбе, перед нами предстаёт зажиточный виноторговец из Брюгге со своей молодой супругой. Художник изобразил пару Яна ван Ейверфе (Jan van Eyewere) и Жакемины Бюк (Jacquemyne Buuk) в богатых, но не броских нарядах. Женщина одета в платье, шёлковые рукава которого оторочены мехом и фламандскими кружевами. Она красуется на фоне их дома на Фламингстрат (Vlamingstraat) в Брюгге. Мужчина изображён на фоне площади Краанплаатс (Kraanplaats) (дословно: площадь Крана) с весовой палатой и деревянным краном. С помощью этого крана разгружаются бочки с вином,- ведь именно на торговле вином Ян нажил своё несметное состояние. Гербы семей над каждым из супругов являлись непременным атрибутом такого портрета, а собачка на свадебном портрете символизировала супружескую верность. Благодаря мелким деталям,- складкам кожи на руках и пальцах молодожёнов, манжетам на рукавах, кольцам, украшающих пальцы рук супругов, щетина на щеках Яна,- художнику удаётся придать портрету необыкновенную естественность, - недаром Пурбус снискал себе необычайную славу высококлассного портретиста.

Как уже упоминалось, Пурбус был к тому же и великолепным картографом. Работа по созданию карты местечка Брюхсе Фрайе (Brugse Vrije),- община во Фландрии того времени,- заняла у художника 10 лет. Это был титанический труд. Карта была размером 23,58 m. Также Пурбусом был выполнен план старейшего аббатства Тен Дюйнен (de Duinenabdij) в бельгийском местечке Коксейде (Koksijde). От самого аббатства остались одни руины, а план его сохранился благодаря кропотливой работе Питера Пурбуса.

 

Спешите видеть! Только с  17 февраля по 17 июня 2018 года в музее города Гауда.

Адрес музея: Museum Gouda

                   Achter de Kerk 14

                   2801 JX Gouda

 

 Обратная связь

Вверх