"Голландский групповой портрет Золотого века" ("Hollanders van de Gouden Eeuw") – такая уникальная выставка представлена в залах музея Эрмитажа Амстердам (Hermitage Amsterdam).

В 17-ом веке живопись в Голландии (Holland) пережила бурное развитие и получила небывалое распространение и исключительную популярность, глубоко проникнув в быт самых разных слоёв общества. Такому быстрому расцвету искусства способствовали новые экономические и общественные условия. 

Ажиотаж вокруг произведений искусства был вызван не только лишь желанием представителей элиты и зажиточных бюргеров украсить свои жилища и парадные залы общественных зданий живописными полотнами. Голландцы всегда славились своей рациональностью, поэтому картины рассматривались ещё и как товар для перепродажи и средство вложения капитала.

Один из наиболее распространённых жанров золотого века голландского искусства был групповой портрет. На таких портретах изображались члены стрелковых рот, члены разных гильдий, регенты попечительских советов и богоугодных заведений: приютов для сирот, домов престарелых, работных домов и больниц. Правила и традиции группового портрета были таковы, что каждый изображаемый лично оплачивал свой портрет и дополнительно платил за холст, краски и освещение собственной персоны на нём. После написания подобный портрет, как правило, преподносился в дар той стрелковой роте, гильдии или тому совету регентов, по чьему заказу он был выполнен. Популярность жанра группового портрета и его расцвет были обусловлены общим экономическим подъёмом и невероятным ростом национального самосознания. Именно на групповых портретах, созданных в 17-ом веке, отразились несокрушимый гражданский и корпоративный дух голландского народа, гордившегося завоеваниями новой независимой Республики, и уверенность бюргеров в собственной значимости и силе. Особой  популярностью пользовался групповой портрет гражданской милиции или стрелковых рот, как их ещё называли.Члены стрелковых сообществ предстают на портретах жизнерадостными, сильными, горделивыми, кипящими неукротимой энергией. Часто их изображают во время весёлой пирушки, что ещё больше подчёркивает приподнятое настроение веселья и жизнерадостности. На подобных портретах чёрные шёлковые камзолы стрелков оттеняются кипельно-белыми гофрированными воротниками, яркой палитрой выделяются цветные знамёна и радужные офицерские перевязи, золотыми и серебряными бликами играют кубки. Искусство группового портрета достаточно сложно, ведь каждый отдельный персонаж требует своей собственной индивидуальной портретной характеристики, и в то же время картина должна создавать впечатление сплочённости, единства и целостности. Поэтому зачастую на некоторых подобных портретах персонажи выглядят однообразно неуклюже и скованно. Только у настоящих мастеров это живые люди в естественных и непринуждённо-свободных позах, а не фигуры, взятые из одной карточной колоды.

В отличие от бравурных портретов стрелков, регенты или попечители богаделен, занимавшиеся заботой о судьбах сирот, обездоленных и больных, изображались сдержанными, немногословными, без лишних эмоций, закрытыми на все пуговицы, с серьёзным выражением лиц, полных неколебимой добродетели, благородства и благочестия, какие и подобало иметь представителям данного рода деятельности. На их портретах преобладает чёрно-серо-белая гамма тонов. Популярны были и полотна художников на тему «Уроки анатомии», прославлявшие профессиональное мастерство хирургов. Один из таких портретов "Урок анатомии у доктора Тульпа" (De anatomische les van Dr. Nicolaes Tulp", первый групповой портрет Рембрандта, написанный им в 1932 году по заказу гильдии хирургов, явился причиной небывалого успеха художника. Картины с подобными сюжетами являлись отражением интереса широкой публики к постижению тайны человеческого тела. В гильдию хирургов за определённую плату раз в год мог придти любой желающий с тем, чтобы наблюдать как профессиональные хирурги препарируют трупы. Обычно это были трупы преступников, казнённых накануне. Но независимо от сюжета группового портрета и изображённых на нём персонажей, главной задачей художников оставалось достижение сходства с портретируемыми и изображение духа корпоративной сплочённости и единения членов гильдий. На выставке представлены и другие работы художников Золотого Века, среди которых 30 групповых портретов таких художников как: Бартоломеус ван дер Гельст (Bartholomeus van der Helst), Говерт Флинк (Govert Flinck), Вернер Якобс ван ден Валькерт (Werner van den Valckert), Йоханнес Спилберг (Johannes Spilberg), Николас Элиас Пикеной (Nicoaes Eliasz Pickenoy), Якоб и Адриан Баккеры  (Jacob en Adriaen Backer) и другие.

Выставка продлится до конца декабря 2016 года. 

С 29 ноября 2014 г до 30 декабря 2016 г

Музей Эрмитаж в Амстердаме работает ежедневно, кроме с 10.00 до 17.00

 Адрес музея: Амстел 51

 Входная плата: 15 евро

                          Дети до 16 лет – 5 евро

                          Дети до 6 лет - бесплатно

 

Обратная связь

 

 

Вверх