Совсем недавно в государственном музее изобразительных искусств Нидерландов, Рейксмузеуме (Rijksmuseum) в Амстердаме (Amsterdam), проходила выставка работ голландского живописца Адриана ван де Вельде (Adriaen van de Velde).

Адриан ван де Вельде, талантливейший голландский художник 17-ого века, родился в городе Амстердаме в 1636 году в семье художников. Его отец Виллем ван де Вельде Старший (Willem van de Velde de Oude) был известным художником-маринистом и какое-то время состоял на официальной службе голландского флота, а позже значился придворным художником при английском дворе короля Карла II.

Старший брат Адриана, Виллем ван де Вельде Младший (Willem van de Velde de Jonge), пошёл по стопам своего отца и тоже стал великолепным мастером в изображении моря и морских баталий. Также как и его отец, служил при английском дворе Карла II, а позже и Якова II.
Сам Адриан ван де Вельде, ставший достойным продолжателем традиций отца и брата, считался самым талантливым в семье. В одной из своих книг известный голландский художник, писатель и историк искусств Арнольд Хоубракен (Arnold Houbraken), живший в 1660-1719 годы, пишет, что Адриан уже в раннем детстве рисовал, используя карандаши и кисти своего брата Виллема, который был старше тремя годами. Но в отличие от отца и старшего брата Адриан не желал становиться художником-маринистом. Он нашёл свой собственный самобытный стиль в живописи и рисовании. Первые свои уроки он, вероятно, брал у отца, а позже, предположительно, был отправлен им на обучение в город Харлем (Haarlem) к художнику Яну Вейнантсу (Jan Wijnants), одарённому пейзажисту. В творчестве Адриана ван де Вельде прослеживается большое влияние харлемской художественной школы.
Адриан ван де Вельде прожил совсем недолгую жизнь. Он умер в Амстердаме в возрасте 35 лет. Тем более поражает тот факт, что за столь короткий промежуток времени он сумел проявить себя в различных качествах, оставив глубокий след в голландском и мировом искусстве. Художник писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, портреты, пейзажи, делал офорты и рисунки. Он до такой степени преуспел в манере изображения людских фигур и фигур животных, и настолько мастерски умел разместить их на полотне, что многие художники приглашали его для написания этих персонажей на своих картинах. Подобные фигуры кисти Адриана ван де Вельде встречаются на полотнах разных живописцев, его современников: Яна ван дер Хейдена (Jan van der Heijden), Мейндерта Хоббемы (Meindert Lubbertszoon Hobbema), Якоба ван Рёйсдела (Jacob van Ruisdael) и других художников.
Произведения Адриана ван де Вельде находятся в различных музеях мира: в Британии, России, Германии, Франции. В Голландии (Holland) работы живописца хранятся в Рейксмузеуме в Амстердаме, в музее Мауритсхёйс (Muiritshuis) в Гааге (den Haag), в музее Тэйлора (Teylors museum) в Харлеме (Haarlem), в музее Бойманс (Museum Boijmans Van Beuningen) в Роттердаме (Rotterdam), в Прентенкабинет (Prentenkabinet) в городе Лейден (Leiden).

На экспозиции картин Адриана ван де Вельде в Рейксмузеуме в Амстердаме летом-осенью 2016 года среди великолепных пейзажей его кисти можно было видеть и пять полотен художника на религиозную тему, что было не совсем привычно для поклонников творчества ван де Вельде, ведь большинству из них он известен как пейзажист.

А теперь эти пять картин живописца, изображающих мучения Христа, можно видеть в другом музее Амстердама, который расположился в здании старой потайной церкви «Наш Господь на чердаке» (Ons' Lieve Heer op Solder). Музей находится на одном из каналов Амстердама - Аудезайдс Воорбюргвал 38 (Oudezijds Voorburgwal).

История создания этих полотен изложена ниже.

Впервые они появились в церкви Наш Господь на чердаке в 1664 г. Богатая жительница Амстердама Сибилла Фонтейн (Sybilla Fontein) стала донатором пяти картин на религиозные сюжеты. Художником был Адриан ван де Вельде. Заказчица и живописец познакомились здесь же, в церкви - Сибилла была одной из духовных дочерей первого священника и арендатора церкви, отца Петруса Парментьера (Petrus Parmentier), а Адриан ван де Вельде крестил в этой церкви своих троих детей. Живописцу было заплачено 250 гульденов, что по тем временам было колоссальной суммой, практически годовым окладом. Пять картин, изображающих страдания Христа, висели в церкви Наш Господь на чердаке на канале Аудезайдс Ахтербюргвал с 1664 по 1670 год. В 1670 году отцу Петрасу пришлось переехать в другую потайную церковь, на соседнем канале Аудезайдс Ахтербюргвал (Oudezijds Achterburgwal). Он забрал картины с собой.

Через три столетия, в начале 90-х годов прошлого века оказалось, что полотна находятся в церкви Святого Августина (Augustinuskerk) на Севере Амстердама (Amsterdam-Noord). После того, как два года назад церковь Святого Августина закрыли, одна из картин "Христос в терновом венце" была отдана на реставрацию. Остальные четыре полотна будут отреставрированы позже. Теперь все пять работ художника вернулись на своё прежнее место,- они на постоянной основе вывешены в церкве-музее Наш Господь на чердаке в центре Амстердама.

 

Обратная связь

Вверх