Время от времени газетные статьи и телевизионные журналы новостей разных стран рассказывают о дерзких кражах музейных ценностей. Похищение картин и других раритетов – катастрофы для музеев.

 Чаще всего кражи подобного рода - заказные, так как продать ворованные из музеев вещи почти невозможно. Никто из уважающих себя коллекционеров не станет приобретать заведомо краденную картину. К большому сожалению, часто музейные кражи остаются нераскрытыми, а произведения искусств оседают в сейфах и бронированных потайных комнатах подпольных коллекционеров. Но к чести полицейских многих стран и не без помощи Интерпола многие дерзкие похищения раритетов и произведений живописи удаётся довести до конца, возвратив краденные картины музею. 

Голландия (Holland) не является исключением. В конце прошлого века и в начале нынешнего по стране прокатилась волна дерзких ограблений в разных музеях страны. Особого внимания заслуживают эпизоды, связанные с хищениями картин Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh). Речь пойдёт о них.
Поражает простота, с какой грабителям удаются их кражи и совсем незначительные по сравнению с ценностью похищенного сроки, которые предусмотрены за преступления подобного рода в Голландии. В конце 20-ого века цены на работы Ван Гога зашкаливали. На аукционах за полотна и картины художника отдавались астрономические суммы. В 1987 г. одна японская страховая компания заплатила 40 млн долларов за картину «Подсолнухи» (“Zonnenbloemen” 1888 г), а австралийский миллиардер Алан Бонд (Alan Bond) не пожалел 53,9 млн долларов за картину Ван Гога «Ирисы» (“Irissen” 1889 г). Правда, на деле вышло, что у покупателя не оказалось такой суммы, поэтому в итоге картина попала в музей Гетти (J. Paul Getty Museum) в Лос Анджелесе (Los Angeles). Но вернёмся к теме краж.
Вероятно, по причине баснословных цен на мировом рынке творения Ван Гога возбуждали интерес у грабителей. Наверняка такой ажиотаж был вызван ещё и тем фактом, что в 1990 г исполнялось 100 лет со дня смерти художника. Одним словом, за работами Ван Гога началась охота.
Первое ограбление, при котором были украдены картины Ван Гога, произошло в мае 1988 года в Городском музее Амстердама (Stedelijk Museum Amsterdam). В половине пятого утра охрана обнаружила разбитое окно, но поначалу не придала этому никакого значения. Лишь через три часа выяснилось, что именно через это окно на первом этаже музея преступникам удалось пробраться внутрь. Ими было похищено 3 картины: Поля Сезанна (Paul Cézanne), Йохана Бартолда Йонкинда (Johan Barthold Jonkind) и знаменитые "Подсолнухи" Ван Гога. Через десять дней при сбыте краденного трое воров попались в ловушку, подстроенную полицией. По оценке экспертов, сумма похищенного составляла от 9 до 11 млн евро, но приговорили грабителей к срокам всего до двум лет лишения свободы.
Через несколько месяцев после этого преступления, в декабре того же года воры вновь покусились на работы Ван Гога. На этот раз местом для ограбления послужил музей Крёллер-Мюллер (Kröller-Müller) в голландском городке Оттерло (Otterlo), в провинции Гелдерланд (Gelderland). В музей воры вновь пробрались через окно. Были украдены три работымхудожника: «Ткач у станка» (“Weefgetouw met wever” 1884 г.), «Едоки картофеля» (“De aardapeleters” 1885 г.) и «Увядшие подсолнухи» (“Uitgebloeide zonnebloemen” 1887 г). Сумма похищенного в гульденах обозначалась цифрой с 9 нулями. Но грабители не собирались перепродавать полотна. Они запросили выкуп в 5 млн гульденов. И в этот раз полиция действовала профессионально. Похищенные полотна были возвращены музею, а двое преступников отделались сроками от трёх с половиной до пяти лет.
Крупнейшее в истории Нидерландов (Nederland) похищение картин Винсента Ван Гога произошло в ночь с 13 на 14 апреля 1991 в музее Ван Гога в Амстердаме. Было похищено сразу 20 работ художника на сумму в 1 млр гульденов. Данная кража доказала полную безалаберность и совершенную некомпетентность работы охраны музея. Выяснилось, что в эту ночь сигнализация вообще была отключена. Полицию вызвали только через полтора часа после обнаружения пропажи картин. Правда, на этот раз полотна были найдены в салоне украденного автомобиля всего через пару часов после начала поисков. Машина была брошена неподалёку от станции метро «Амстел» (“Amstelstation”) в Амстердаме. Три картины, среди которых находилась «Пшеничное поле с воронами» (“Korenveld met kraaien” 1890 г) были серьёзно повреждены. После задержания четверых подозреваемых выяснилось, что кража была совершена не без помощи одного из сотрудников службы охраны. Преступники получили от 6 до 7 лет лишения свободы.

Особого внимания заслуживает последнее ограбление, совершённое в музее Ван Гога в Амстердаме в 2002 г., потому что спустя 14 лет после преступления последовало продолжение этой криминальной истории. Кража произошла 7 декабря 2002 года. Были похищены две ранние работы Ван Гога: «Паства выходит из Реформатской церкви в Нюэнене» (“Het uitgaan van de Hervormde Kerk in Nuenen” 1884/85 г.) и «Вид на море у побережья Схевенинга» (“Zeezicht bij Scheveningen” 1882 г). Они обе являлись собственностью фонда Ван Гога. Преступники пробрались внутрь, через разбитое окно на крыше музея, забравшись туда по складной лестнице (она, кстати, стояла у стены музея уже за несколько недель до данного события, но этот факт почему-то не привлёк внимания охраны музея!). Камерой внутри здания процесс похищения картин зафиксирован не был, по той причине, что охрана музея попросту не нажала кнопку записи. Наружу преступники вместе с добычей выбрались при помощи верёвок. Позже полиция задержала двух граждан Голландии на основании экспертизы ДНК,- на месте преступления была найдена кепка с волоском одного из подозреваемых. Также в его гараже нашли молотки, при помощи которых грабители разбили окно. Обвиняемые были приговорены к денежному штрафу в 350 тыс. евро и к трём годам заключения каждый. Но дело в том, что ни один из подозреваемых так и не признался в причастности к преступлению, а о судьбе похищенных картин долгое время ничего не было известно, и считалось, что они были безвозвратно утеряны. На момент кражи произведения оценивались в 1,8 млн евро. Сейчас их оценочная стоимость по одним источникам составляет сумму свыше 4 млн евро, а по другим она доходит до 100 млн евро. Но искусствоведы в один голос заявляют, что в случае именно с этими картинами Ван Гога речь в большей степени идёт об их исторической ценности.
В марте 2010 г. в прессу просочилась информация о том, что в эту детективную историю был вовлечён один из кланов итальянской мафии. А в начале 2016 года случилось то, чего уже никто не ожидал. Картины нашлись. Произошло это в Италии (Italiё). Как позже выяснилось, всё это время они находились за зеркалом в одном из спортивных залов города Неаполя (Napels). Сейчас уже можно говорить о том, что кража была совершена по заказу членов Каморры (Camorra). Один из обвиняемых мафиози Марио Черроне (Mario Cerrone) в обмен на обещание скостить ему срок, нарушил закон молчания и выдал итальянской полиции имя человека, у которого находились картины все эти годы. Время и способ их хранения оставили свои следы, но всё же эксперты оценивают состояние полотен как удовлетворительное. На одной из работ заметны незначительные повреждения на некоторых участках, другая практически не пострадала. В любом случае оба полотна придётся реставрировать, прежде чем они вновь предстанут перед зрителями. После окончания следствия правоохранительным органами Италии картины будут возвращены в Голландию, на родину автора. Когда именно это произойдёт, пока не сообщается.


Продолжение следует.

Пустые рамы. Кражи картин и ценностей из музеев Голландии. В этой статье речь идёт о других нашумевших ограблениях в музеях Голландии.

 

Обратная связь

 

Вверх