В первой статье "Шедевры на вынос" рассказывалось о похищениях картин Ван Гога (Van Gogh) из музеев Голландии (Holland) в разные периоды времени.

Но не только работы Ван Гога пользовались спросом у похитителей.

В этой статье вы узнаете о некоторых других нашумевших ограблениях в музеях Нидерландов (Nederland), произошедших в начале этого века.

В марте 2002 года воры пробрались в музей Франса Халса (Frans Hals Museum) в городе Харлем (Haarlem). В муниципальном музее Франса Халса в Харлеме собрана богатейшая коллекция шедевров Золотого века, в которую входят как полотна самого Халса, так и работы его предшественников, учеников и современников. В ту мартовскую ночь было вынесено всего пять картин знаменитых художников 17-ого века: Адриана ван Остаде (Adriaen van Ostade), Корнелиса Бега (Cornelis Bega), Корнелиса Дюсарта (Cornelis Dusart), Яна Стена (Jan Steen). Три картины являлись собственностью самого музея Франса Халса в Харлеме, две других были предоставлены ему во временное пользование. На всех полотнах были изображены жанровые сцены из жизни голландских крестьян. Преступники проникли внутрь через разбитое окно и через него же уже с добычей выбрались наружу. Ограбление было совершено молниеносно,- через пять минут после того, как сработала сигнализация, воры уже покинули территорию музея. Стоимость полотен эксперты оценили в сумму 3 млн евро. Предположительно картины были похищены под заказ, так как преступники не тронули более ценные полотна того же Франца Халса. По горячим следам воров задержать не удалось, и долгое время считалось, что картины безвозвратно утеряны. После того, как расследование в 2003 году зашло в тупик, музей Франса Халса был вынужден выплатить деньги по страховке за две картины, которые не являлись собственностью музея. Но в 2007 году полиция получила сигнал о том, что пропавшие полотна предлагаются к продаже неким жителем города Хертогенбос (Hertogenbosch). Стражи порядка организовали целый спектакль с «засланными» покупателями, один из которых, был из Англии. В сентябре 2008 года все 5 работ голландских живописцев, похищенные в 2002 году из музея Франса Халса в городе Харлем, были изъяты у торговца недвижимостью, жителя города Хертогенбос, который и раньше уже был замечен в тёмных делишках и даже отсидел срок за скупку краденого и отмывание денег. Кроме бесценных полотен у подозреваемого было конфисковано несколько дорогих автомобилей, десятки наручных часов престижных брендов, оружие и боеприпасы. Позже было арестовано ещё двое жителей Хертогенбоса. Три полотна из пяти были сильно повреждены. Преступников, в числе которых были отец и сын, приговорили к срокам от трёх до четырёх лет лишения свободы.

Одно из самых загадочных ограблений, связанных с похищением алмазов, бриллиантов и бесценных ювелирных изделий, произошло в Гааге (Den Haag), в центре науки и искусства Музеон (Museon) в ночь с 1-ого на 2-ое декабря 2002 года. Предположительно трое мужчин пробрались внутрь через разбитое стекло со стороны чёрного входа, разбили витрины и вынесли трофеев на сумму 6 млн евро (всего 50 алмазов, бриллиантов и разного рода ювелирных изделий). Среди вынесенных ценностей были колье, тиары, серьги, обработанные и необработанные камни, другие украшения из музейных и частных коллекций. Основную часть похищенного составляли драгоценности, принадлежащие Португальской Короне и ювелирные изделия из собрания Амстердамского музея (Amsterdam Museum). Точную сумму похищенного назвать невозможно по причине того, что сотрудники Музеона не разглашали подробностей. Учитывая историческую значимость некоторых предметов, можно смело сказать, что они бесценны. Представляется невероятным, что преступники смогли так просто завладеть драгоценностями, ведь на время экспозиции охрана музея была значительно усилена, камеры наблюдения были включены круглосуточно, охранники постоянно находились на месте, но ничего подозрительного на мониторах не заметили. Полиция допускала, что к ограблению были причастны сотрудники музея. Позже в пригороде Гааги, на песчаном побережье Кейкдёйна (Kijkduin), был найден топор с фрагментами осколков стекла. Именно им была разбита витрина в ту злосчастную ночь в музее города Гааги. Стражи порядка перерыли огромную часть территории пляжа, но больше им ничего обнаружить не удалось. Полиция объявила вознаграждение в 600.000 евро за какие-либо сведения об украденных ценностях, но до сих пор ни один из камней или артефактов не всплывали ни на одном из аукционов или сайтов по продаже ювелирных изделий.

Дерзкое ограбление произошло в музее Западной Фризии (Westfries Museum) города Хорн (Hoorn) в январе 2005 года. Злоумышленниками было похищено 24 бесценных картины 17-ого-18-ого веков таких мастеров как Ян ван Гойен (Jan van Goyen), Ян Линсен (Jan Linsen), Матиас Витхос (Mathias Withoos), Ян Ритсхоф (Jan Claesz Rietshoof), произведений других менее известных живописцев и 70 изделий из серебра, в число которых входила старинная церковная утварь, всего на сумму в 10 млн евро. Музей находится в самом центре города Хорна, в старинном здании 17-ого века, служившим в далёкие времена местом для заседаний высшего руководящего органа провинции Голландии и Западной Фризии. Все похищенные произведения являлись частью экспозиции, которая была приурочена к 125-летию музея Западной Фризии в городе Хорн и называлась «Лики Северной Голландии» (“Gezichten Noord-Holland”). Преступление оставляло много вопросов: сигнализация музея накануне подвергалась тщательной проверке, но почему-то не сработала, а может быть, была искусно отключена, было непонятно, каким образом грабители пробрались в музей, и сколько преступников орудовало в нём в ту ночь. Судя по количеству вынесенных раритетов, похититель действовал не в одиночку. Воры явно разбирались в том, как надо обращаться с картинами, - вынимая холсты из рам, они аккуратно выдёргивали гвоздик за гвоздиком, но тем не менее, одно из полотен было варварски вырвано. Во всём остальном похитители тоже не проявили деликатность - двери в залах музея были выбиты, витрины разбиты. Уже позже было выяснено, что кто-то из преступников залез в саркофаг в одном из залов музея и просидел в нём до закрытия, после чего вылез оттуда и совершил злодеяние уже при содействии подельников. Воры забрали самые ценные экземпляры коллекции. Каждый сотрудник музея в Хорне воспринял это ограбление как личную трагедию. Было решено не заменять украденные полотна другими картинами, а оставить на их месте пустые рамы. Долгие годы посетители музея в городе Хорн видели на стенах двух его залов на зияющие рамы. Это был своего рода траур по утраченным произведениям живописи. Но через десять лет совершенно неожиданно для всех объявились новые владельцы четырёх картин. Ими оказались члены украинского добровольческого батальона ОУН, которые потребовали от голландского музея в Хорне 50 млн евро в обмен на эти картины. Одним из условий продавцов было требование ничего не сообщать украинским властям, поэтому первое время переговоры велись втайне. Муниципалитет города Хорн поручил частному детективу и одновременно эксперту в области похищенных произведений искусств Артуру Бранду (Arthur Brand) вести переговоры с представителями ОУН. Им было определено, что реальная стоимость картин может колебаться от 250.000 до 1,3 млн евро в зависимости от их состояния, но никак не может быть оценена в сумму, требуемую нынешними обладателями. После того как переговоры зашли в тупик, и владельцы полотен начали искать новых покупателей, делу была придана широкая огласка. Все первые полосы голландских газет были отданы этой теме. Законным владельцем похищенных картин по-прежнему считался музей Западной Фризии города Хорна, что делало почти невозможным их продажу третьим лицам. Теперь уже к делу были привлечены власти Украины, и в ходе спецопераций украинских правоохранительных органов были обнаружены и изъяты четыре картины, похищенные в 2005 году в музее города Хорна.
В эти же дни в посольство Нидерландов в Киеве явился неизвестный с заявлением, что несколько лет назад ему была подарена картина, о происхождении которой он ничего не знал. Когда возникла шумиха вокруг похищенных полотен из музея города Хорна, он, заподозрив неладное, отдал её на экспертизу, подтвердившую, что это одна из украденных в 2005 году из музея Западной Фризии картин. Ею оказалась работа Исаака Оуватера (Izaak Ouwater) «Ниувестраат в Хорне» (“Nieuwestraat in Hoorn”).

 Итак, 16 сентября 2016 года, через 4320 дней после их похищения все пять работ были возвращены музею города Хорн. До 13 ноября две картины вернули на их исконное место в музее пока ещё в повреждённом виде, но в новых рамах. Три других полотна были выставлены в зале музея в свёрнутом виде, в том самом, в котором они были найдены. Все полотна находятся в очень плохом состоянии и подлежат кропотливой реставрации. По оценкам экспертов реставрационные работы обойдутся в 100.000 евро, 72 тысячи из которых придётся собирать в буквальном смысле «с миру по нитке», то есть рассчитывать на пожертвования голландских граждан. 22 тысячи евро уже собраны, 5 тысяч внёс муниципалитет города Хорна. Какое время займёт реставрация картин, неизвестно. Также остаётся загадкой, где находится оставшаяся часть похищенной в 2005 году из музея Западной Фризии коллекции. Директор музея в городе Хорн Ад Геердинк (Ad Geerdink) заявил, что несмотря на огромную радость сотрудников по поводу возвращённых картин, музей не намерен останавливать поиски остальных пропавших национальных ценностей, и сделает всё возможное для их обнаружения и возвращения.

 

Обратная связь

 

Вверх