В 1648 г на центральной площади Амстердама (Amsterdam) Дам (de Dam) начали возводить здание новой ратуши по проекту талантливейшего архитектора Якоба ван Кампена (Jacob van Campen). Строительство продолжалось несколько лет. Ратушу строили в честь победы над испанскими захватчиками в 80-летней войне, поэтому как элементы самого здания, так и внутренние убранства должны были соответствовать духу Победы и торжеству Свободы. Чести украсить внутренние помещения ратуши своими картинами удостоили одного из самых почитаемых художников Амстердама того времени Говерта Флинка (Govert Flinck). Лишь после внезапной смерти Флинка отцы города были вынуждены обратиться к другим не менее прославленным художникам: Фердинанду Болю (Ferdinand Bol),  Яну Ливенсу (Jan Lievens), Якобу Йордансу (Jacob Jordaens) и Рембрандту ван Рейну (Rembrandt van Rijn)
Рембрандту  было поручено написать патриотическое полотно, прославляющее голландскую нацию, на историческую тему батавовского восстания. Батавами назывались древнегерманские племена, жившие на территории современных Нидерландов (Nederland) и считавшиеся предками голландцев. Батавы находились под гнётом Римской империи, но в 69 году их предводитель Юлий Цивилис (Julius Civilis) встал во главе восстания против римлян. 
Для Голландцев тема батавского восстания была святой, так как они отождествляли себя с повстанцами-батавами в своей победе над испанцами. Этому героическому сюжету и было посвящено одно из монументальных полотен Рембрандтя "Заговор Юлия Цивилиса" (De samenzwering van de Bataven onder Claudius Civilis). Казалось бы художнику выпал счастливый шанс вернуть себе утраченную славу и при этом неплохо заработать. Но результат стал для него катастрофой. Рембрандт показывает на своём полотне народное восстание в таких образах, в которых оно видится ему, но не градоначальникам. Вместо героического портрета Юлия Цивилиса, выдержанного в сдержанной классической манере, Рембрандт пишет одноглазого старика во время варварского сборища. Вместо ожидаемого от него прославления  рождения голландской нации, художник изображает на картине нечто совершенно иное, - мятежное и необузданное начало этой самой нации, что с точки зрения отцов города было совершенно недопустимым и искажающим историю. Они не увидели в картине никакой героики и никакого патриотизма. Это грандиозное полотно Рембрандта провисело в ратуше некоторое время, но всё же его заменили на картину Говерта Флинка, законченную другим художником. Рембрандт имел возможность всё исправить, как требовали от него заказчики, но он в очередной раз не пошёл наперекор своим взглядам и отказался переписывать картину. Можно лишь представить, какие чувства испытывал художник и какое унижение он пережил, если ему пришлось разрезать своё творение на куски с целью продать его хотя бы таким образом.
 
Изначально полотно имело размеры 550 Х 550 см. Оставшаяся его часть, составляющая всего 25% от первоначального размера (196Х 309 см), в 18 веке попала в Швецию и теперь является гордостью Национального музея этой страны - Королевской Академии Изящных Искусств. 75% от всего полотна безвозвратно утеряны. К счастью, сохранился рисунок Рембрандта, хранящийся в Мюнхенском музее, по которому мы можем судить, как могло выглядеть полотно в своём первозданном виде.
 
Но всё-таки картина "Заговор батавов" вернулась в Голландию с огромным триумфом! Впервые это случилось в 1925 году по случаю 650-летия города Амстердам. Во второй раз - в 1969 в связи с 300 -летием со дня смерти Рембрандта. В 2015году картина выставлялась в Рейксмузее (Rijksmuseum) в Амстердаме на ретроспективе поздних работ Рембрандта (Late Rembrandt). 
 
Тогда же во дворце на площади Дам (Koninklijk Paleis op de Dam) была реконструирована проекция этой картины, и у посетителей музея, расположенного во дворце, имелась уникальная возможность увидеть проекцию полотна "Заговор батавов"  Рембрандта именно в том самом месте, для которого оно предназначалось и где оно находилось первоначально, в 1662 году.
 
Вверх