Необычная экспозиция открылась в Маурицхёйс музее (Mauritshuis) в Гааге (Den Haag). Здесь всё внимание сосредоточено на картине Рембрандта (Rembrandt van Rijn)  "Давид и Давид и Саул" ("Saul en David") и всех исследованиях и спорах вокруг этого полотна.

Выставка носит несколько криминальное название: Рембрандт? Дело Саула и Давида (Rembrandt? De zaak Saul en David), так как всё исследование строилось на доказательных фактах, напоминая таким образом детективное расследование.
На картине, изображающей один из сюжетов Ветхого Завета, написано две фигуры: старого царя Саула, наслаждающегося сладостными, чарующими звуками арфы и юного Давида, играющего на ней. Предположительно, на полотне, в верхнем правом углу был изображён кто-то третий, так как в этом месте вставлен кусок холста, изначально не принадлежавший оригиналу, а вырезанный из другого холста, копии портрета кисти Антони ван Дайка (Antoon van Dyck), а позже поверху дописанный автором.

Впервые данная картина выставлялась на продажу на парижском аукционе в 1880 году. В 1898 году директор музея Маурицхёйс и большой знаток творчества Рембрвндта Абрам Бредиус (Abraham Bredius), приобретая её для личной коллекции, не сомневался в принадлежности холста кисти великого мастера. После смерти Бредиуса полотно стало собственностью музея. Но во второй половине 20-ого века появились большие сомнения в принадлежности его кисти Рембрандта. Прежде всего само состояние картины было настолько плачевным, краски такими блёклыми и выцветшими, что под слоем с годами пожелтевшего лака некоторые детали и цвета вообще невозможно было рассмотреть, в связи с чем и установить авторство не представлялось возможным. На долгие годы картину отправили в хранилище музея Мауритсхёйс, и вопрос оставался открытым до начала работы последней экспертной комиссии в 2007 году.

Восемь лет кропотливых исследований авторитетной международной экспертной группы, умноженные на возможности новейших технологий, позволили прийти к выводу, что данное произведение всё же принадлежит кисти великого Рембрандта. Исследованию подлежали и пигменты, и технология изготовления красок, и композиция картины, и, конечно же, манера письма. Тот факт, что картину исследовал не какой-то один специалист в области творчества художника, а целая группа искусствоведов и экспертов, тоже является уникальным.


В 19-ом веке картина была разрезана на три части, а позже два куска холста вновь были сшиты вместе и к ним пришит третий, о котором упоминалось в начале рассказа. Анализ нескольких слоёв краски опроверг также и первоначальное мнение о том, что красная гардина, которой царь Давид утирает слезу, была была дописана позже, хотя и определил, что, вероятнее всего, холст писался Рембрандтом в два этапа. Кое-кто из экспертов придерживается мнения. что Рембрандт позволил одному из своих учеников написать небольшой участок полотна, находящийся ниже правой руки Давида.


С одной стороны, авторство полотна доказано, с другой стороны, всё ещё остаются спорные вопросы. Побывав на выставке, вы сами можете "принять участие" в работе экспертной группы, и вынести своё собственное мнение на основе всех проведённых экспертиз и анализов, так как это интерактивная экспозиция, и на экранах можно будет наблюдать за всеми аспектами процесса установления авторства картины.


Спешите видеть!


Только с 11 июня по 13 сентября 2015 года.


Адрес Королевской галереи Мауритсхёйс: Plein 29                                     

                                                                 2511 CS, The Hague 

 Музей открыт  по понедельникам с 13.00 до 18.00

Вторник, среда, пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00

Четверг с 10.00 до 20.00

 

 Обратная связь

 

Could not load widget with the id 74.

Вверх