Сокровища Лейденской коллекции

Два портрета кисти Рембрандта в доме-музее Рембрандта в Амстердаме

Ещё не так давно считалось, что частному коллекционеру владеть полноценным собранием картин великолепных мастеров почти не представлялось возможным, поскольку большими собраниями истинных шедевров обладают только музеи, а в частных владениях находятся лишь единичные экземпляры произведений искусств мировой живописи.

Томас и Дафна Каплан, американские миллионеры, филантропы и владельцы так называемой «Лейденской коллекции» (The Leiden Collection), полностью опровергли это устоявшееся мнение, став всего лишь за 15 лет обладателями грандиозного по своей художественной ценности собрания работ голландских мастеров 17-ого века.

Томас Каплан (Thomas Kaplan) проникся любовью к голландской живописи, и в особенности к Рембрандту (Rembrandt), когда в шестилетнем возрасте впервые попал с родителями в музей, где и был очарован увиденным им портретом кисти Рембрандта «Аристотель с бюстом Гомера». Мальчика часто охватывало чувство, что великий мастер разговаривает с ним. А когда, будучи в возрасте 8 лет, Томасом встал перед выбором: в какую страну поехать с родителями в отпуск – во Францию или Голландию (Holland), он без колебаний выбрал Амстердам (Amsterdam), ведь там, в Рейксмузеуме (Rijksmuseum) находились картины его обожаемого Рембрандта.

Уже в зрелом возрасте Томас задался целью собрать коллекцию работ голландских мастеров 17-ого века, и теперь в собрание супругов входят 11 полотен и две графические работы самого Рембрандта, картины учителя Рембрандта Питера Ластмана (Pieter Lastman, талантливых учеников Рембрандта Говерта Флинка (Govert Flink) и Фердинада Бола (Ferdinand Bol), полотна других современников великого живописца: Геррита Доу (Gerrit Dou), Франса Халса (Frans Hals), Яна Вермеера (Johannes Vermeer), Карла Фабрициуса (Carel Fabritius),- всего около 250 произведений голландских мастеров 17 века.

Свою коллекцию Томас Каплан не зря назвал Лейденской, ведь Лейден (Leiden) – город, где родился и вырос Рембрандт, где он впервые взял в руки кисть, палитру и краски.

В 2017 году в доме-музее Рембрандта (Museum Het Rembrandthuis) в Амстердаме уже выставлялись картины Рембрандта собрания Лейденской коллекции из серии Пять органов чувств. Подробную информацию об этом можно прочесть в статье "Пять органов чувств. Выставка в доме-музея Рембрандта в Амстердаме".

Теперь пришла очередь двух других картин кисти великого мастера. Это два портрета. «Мужчина с мечом» и «Портрет Петронеллы Бёйс».

Относительно портрета "Мужчины с мечом" искусствоведов долгие десятилетия терзали сомнения. Некоторые учёные полагали, что портрет являлся имитацией картины и был сделан в 18 веке. Но последние изыскания показали, что портрет всё же был написан рукой самого мастера, правда, впоследствии переработан одним из учеников Рембрандта. Такое раньше часто использовалось в мастерских художников, когда подмастерья набивали руку на картинах, написанных их учителями. Хотя подмастерье изрядно поработал именно над холстом, стиль и манера самого Рембрандта периода 1640 года отчётливо просматриваются на лице мужчины, которое осталось нетронутым кистью ученика.

Местонахождение портрета "Петронеллы Бёйс" до 2017 года было неизвестным, пока он неожиданно не всплыл на рынке произведений искусств. Он был написан Рембрандтом в 1635 году в паре с портретом супруга Петронеллы Филипа Лукаса (Philip Lucasz). Работа подписана самим Рембрандтом, но поначалу у искусствоведов всё же были сомнения по поводу авторства то ли великого мастера, толи одного из его учеников. Дело в том, портрет был написан в более свободной и быстрой манере, не совсем характерной для Рембрандта того периода. Но скорее всего, не совсем обычный стиль письма художника в данном случае объясняется спешкой, с которой портрет был выполнен. А спешка  в написании этого портрета была вынужденной в связи со скорым отбытием Петронеллы, следовавшей за своим мужем с берегов Голландии вслед за супругом в Батавию, этим и объясняется не совсем обычный для того времени стиль письма художника. Но принадлежность портрета кисти Рембрандта была доказана, и сомнения отпали.

Наряду с портретами на выставке в доме-музее Рембрандта представлены и документы с фотографиями, рассказывающими о научных изысканиях, проводившихся над этими работами на протяжении последних лет.

Портреты будут выставлены в доме-музее Рембрандта (Museum Het Rembrandthuis) в Амстердаме до сентября 2018 года, затем они отправятся в Париж.


Заинтересовал маршрут "Сокровища Лейденской коллекции"?
Задавайте вопросы!